26 способов саморазвития и самовоспитания личности

Что такое самовоспитание личности – методы и способы самовоспитания

Что такое самовоспитание? Для человека, в любые времена всегда ценным было то, чего он добивался своими силами, умениями и упорством. Роль самовоспитания в становлении личности имеет первоочередное значение: раскрыть человека для мира в его неповторимом и индивидуальном звучании.

Самовоспитание – что это?

Самовоспитание – это осознанное стремление человека целенаправленно и самостоятельно реализовать свой потенциал, данный от природы. Для полной реализации необходимо глубокое познание себя, совершенствование личных качеств, развитие необходимых навыков, способность к критическому мышлению. Что такое самовоспитание – этот вопрос глубоко исследовали писатели, философы, педагоги, психологи начиная с древней истории.

Психология самовоспитания

Психологи утверждают, что душа человека является движущей силой его развития. Понятие самовоспитание включает в себя несколько составляющих элементов: формирование характера, силы воли, выработка линии поведения. Эрих Фромм – немецкий психоаналитик и философ XX в., в своих высказываниях говорил о главной жизненной задаче человека – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самым важным плодом усилий является собственная личность. Ведущие мотивы формируют внутренние побудительные импульсы для работы над собой.

В чем проявляется самовоспитание?

Самовоспитание в жизни взрослого человека – своей главной целью преследует глубочайшую работу личности над своим характером и включает в себя:

  • преодоление трудных жизненных обстоятельств и условий – это только закаляет человека;
  • проработка негативных черт характера и выработка позитивных;
  • обучение совладанию и контролю над эмоциями – повышение уровня эмоционального интеллекта;
  • истинное следование своему пути в жизни.

Для чего нужно самовоспитание?

Самовоспитание личности – важный процесс разрешения противоречий и конфликтов, лежащих в основе потребности человека по изменению себя. Познание не всегда приятный процесс, но он нужен по веской причине. Человек признавая свои негативные стороны, сталкивается с неприятными чувствами вины, агрессии, обиды – в этом есть горький, и в тоже время целительный момент. Самовоспитание и совершенствование помогают:

  • стать счастливым самому и окружающим людям;
  • радость преодоления развивает альтруизм, стремление придти на помощь тем, кто нуждается
  • реализовать творческое самовыражение;
  • добиться успеха.

Методы самовоспитания

Что такое эффективное самовоспитание и какие способы самовоспитания существуют? Народная пословица: «Век живи – век учись» хорошо отражает процесс воспитания себя. Человек, ступивший на этот путь – постоянно совершенствуется «через тернии к звездам». Методы, помогающие структурировать деятельность на пути самовоспитания:

  1. Самообязательство: проговаривание перед собой обязательств и следование им, через постоянное напоминание и стремление к выполнению – это приводит к формированию устойчивой привычки.
  2. Эмпатия – сонастройка с чувствами других, «видение» себя на месте другого – помогает воспитанию нравственных качеств. Человек из чувства эмпатии может увидеть себя со стороны, как его воспринимают окружающие люди.
  3. Самоприказ или самопринуждение – воспитывают волю и постепенно недостаток волевых качеств искореняется.
  4. Самонаказание – за несоблюдение правил и обязательств накладывается наказание, которое оговаривается перед принятием на себя обязательств.
  5. Самокритика – внутреннее противоречие побуждает к работе над самосовершенствованием.
  6. Самоубеждение – основано на самооценке. Специалисты рекомендуют проговаривать вслух свои проступки, так привлекается собственное внимание к тому, что необходимо проработать.
  7. Самоанализ (саморефлексия) – включает в себя самоконтроль, ведение дневника, самоотчет.

С чего начать самовоспитание?

Самообразование и самовоспитание личности начинается с раннего детства в процессе воспитания ребенка родителями, через усвоение норм, правил, при оценке деятельности детей взрослыми. Осознанно процесс запускается с подросткового возраста. Человек, не получивший должного внимания и раскрытия своего потенциала в семье, может сам развивать все те качества, которые ему важны.

Путь самовоспитания начинается с маленьких шагов:

  • понимание и осознание необходимости перемен в себе;
  • решимость совершать шаги на пути самоизменения;
  • положительная внутренняя мотивация и вера в успех;
  • постановка (прописывание) целей и задач;
  • выбор средств и методов.

Проблема самовоспитания

Проблема самовоспитания и самосовершенствования с античных времен занимала «светлые умы» мыслителей, философов. Идея самовоспитания проходит через века все – меняется до неузнаваемости, и все же содержит вечные истины. Платон, Сократ, Аристотель – первые труды, в которых можно увидеть ценность самопознания и становление человека как личности в процессе самосовершенствования. Обществу нужны сильные, одаренные люди, воспитавшие в себе высокие нравственные качества. Проблема выражается в том, что человек может выбрать ложные ценности, идеалы и следовать им.

Великие люди, занимавшиеся самовоспитанием

Самовоспитание знаменитых людей отличный пример возможного преодоления тяжелой судьбы, неподходящих условий, плохого здоровья. Они все: писатели, художники, философы, музыканты, руководители предприятий и стран – поставили цель стать успешными, полезными и через самовоспитание многого добились.

  1. Демосфен – древнегреческий оратор. Настойчиво преодолевал сильное косноязычие, слабый от природы голос, навязчивые подергивания плечом. Самовоспитание помогло Демосфену стать великим оратором и выступать в судах, оказывать влияние на политику.
  2. Петр Великий – «царь с мозолями на руках» – любил о себе говорить правитель России. Своим примером самодисциплины и закалки характера в тяжелых условиях подавал пример подданным.
  3. А.П. Чехов – русский писатель, оказавшись в тяжелых условиях после разорения семьи, пришел к выводу, что необходимо воспитать в себе «железную волю к труду». Писатель считал, что «лень вперед него родилась» и самовоспитание и развитие творческого потенциала помогло Чехову состояться в писательском деле.
  4. Франклин Рузвельт – президент США. Жесткий распорядок дня с самого детства и стремление к глубоким знаниям – постоянный элемент самовоспитания на протяжении всей жизни.
  5. Альберт Эйнштейн – физик-теоретик. В детстве плохо говорил, с точки зрения учителей отличался тугодумством, медлительностью и отсутствием способности к обучению. Ученый проявлял большое трудолюбие и усердие в дальнейшем. Самостоятельность мышления, развитие таланта – все это плод усилий Эйнштейна в процессе самовоспитания.
  6. А.Невский, Л.Н. Толстой, Л.Бетховен, В Винсент. Гог, Д.Ф.Нэш, Фрида Кало, Мохаммед Али, Стиви Уандер, Митхун Чакраборти, Стивен Хокинг, Нико Вуйчич – далеко неполный список людей, преодолевших тяжести бытия, несовершенность, болезни с помощью самосовершенствования и воспитания себя.

Книги о самовоспитании

Какое значение имеет самовоспитание – об этом можно почитать в трудах знаменитых людей, их автобиографических очерках:

  1. «Воспитание и самовоспитание» В.А. Сухомлинский
  2. «Психология воспитания» Л.М. Зюбин
  3. «Самопознание и самовоспитание характера» Ю.М.Орлов
  4. «Книга о власти над собой» Э.Роббинс
  5. «Законы победителей» Б.Шефер
  6. «Воспитание самовоспитание и деятельно-волевых нравственных черт характера подростков» Н.Ф. Яковлева, М.И. Шилова
  7. «Жизнь без границ» Нико Вуйчич

Самовоспитание и саморазвитие личности: взаимосвязь и особенности

Сущность и содержание процесса самовоспитания сотрудника ОВД

Сотрудника овд

Основы самовоспитания

Теоретические и методические

1. Сущность и содержание процесса самовоспитания сотрудника ОВД.

2. Самовоспитание и саморазвитие личности: взаимосвязь и особенности.

Проблема самовоспитания очень стара. Истоки ее можно найти еще в Древней Греции в теории Сократа «Познай себя». В середине ХIХ века этим вопросом занимались различные ученые – Н.Г. Чернышевский[12], А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский[13].

Известный психолог С.Л. Рубинштейн[14] считал, что внешние воздействия на личность действуют через внутренние условия, сложившийся у человека строй мыслей и чувств.

По мнению большинства современных педагогов, процесс воспитания человека можно считать эффективным тогда, когда у него появится потребность в самовоспитании – в сознательной, планомерной работе над собой. Эта работа направлена на формирование таких свойств личности, которые отвечают требованиям общества и личной программе развития.

Самовоспитание начинается, когда личность подготовлена к нему, когда человек задумывается над своим будущим, проявляет известную самостоятельность в практической жизни. Наиболее благоприятные условия для самовоспитания создаются в коллективе, когда необходимо корректировать свое поведение с его требованиями. Идеал педагогики – не слепое послушание субъективным требованиям извне, а подчинение объективной необходимости.

Самовоспитание – это деятельность человека (самодеятельность), являющаяся средством его самовыражения на уровне определенных мировоззренческих установок.

Самовоспитание может осуществляться в различных сферах развития личности – нравственной, физической, эмоционально-во­левой, эстетической и интеллектуальной. Содержание и направленность самовоспитания зависят от ряда обстоятельств: от особенностей жизненного склада, от идеалов человека, от осознания тех объективных и субъективных трудностей, с какими он сталкивается.

В понятии «самовоспитание» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы – воспитание – лишь условия, средства пробуждения внутренних сил, приведения их в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития. В процессе воспитания необходимо побудить человека к осуществлению самовоспитания.

Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.

Самовоспитание – процесс, сопровождающийся противоречиями, в частности, осознанием разрыва между внешними тре­бованиями и своими возможностями их выполнения (хочу – могу – надо).

1) анализ собственной личности с помощью самонаблюдения, сравнение себя с другими и самооценка;

2) выделение своих положительных качеств и определение того, что необходимо преодолеть;

3) оценка окружающей среды в плане отношения окружающих;

4) постановка конкретных целей самовоспитания;

5) самокоррекция (внесение изменений в свои качества с помощью волевых усилий над собой);

6) самоанализ и самоконтроль.

Личность не выступает в качестве пассивного объекта воспитательных воздействий. У нее формируется внутренняя позиция к этим воздействиям, в зависимости от которой она может или активно работать над своим совершенствованием (саморазвитием) или оставаться пассивной.

Понимание указанных положений привело к тому, что все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии личности, стали подразделять на две группы – внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам личностного развития человека. Природные склонности, способности и задатки, а также вся совокупность его чувств и переживаний, которые возникают под влиянием внешних воздействий, относятся к внутренним факторам.

С этой точки зрения должно быть понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активность и собственное стремление растущего человека к своему совершенствованию в конечном счете и определяют его личностное развитие.

У молодого сотрудника органов внутренних дел, разумеется, могут возникнуть трудности при работе над собой. Это может быть языковой барьер (бедная, неинтересная речь), недостаточная развитость волевого компонента (недостаток требовательности к себе), непонимание значения самовоспитания в условиях профессиональной деятельности, отсутствие навыков культуры общения, недостаток свободного времени или неумение его заполнить.

Учащиеся вузов МВД (74%) считают, что педагоги мало обращают внимания на самовоспитание, а продолжают воспитывать по старинке, воспринимая учащегося как субъект.

Неблагоприятный морально-психологический климат в группе (круговая порука, равнодушие к успехам или неудачам окружающих); наличие устойчивых группировок по принципу взаимных интересов с отрицательной направленностью (разный материальный статус, наличие «заступников»); некоторое равнодушие педагогов к результатам учебно-служебной деятельности курсантов – лишь некоторые факторы, которые могут помешать курсанту начать самовоспитание.

По результатам проведенного опроса 1500 курсантов четырех вузов МВД России 72% курсантов полагают, что им необходимо самовоспитание, но из них 15% считают, что это их личное дело и в помощи они не нуждаются. Совет, доверие, поощрение и поддержка, своевременное осуждение неправильных действий – все это движущие силы процесса самовоспитания.

2) потребность в совершенствовании;

3) умение управлять собой;

4) своевременная и объективная самооценка;

Можно выделить следующие основные методы самовоспитания:

1) самоубеждение (это дискуссия с самим собой, выдвижение доводов за и против, отвержение болезненного самолюбия);

2) самовнушение (внушение самому себе представлений, мыслей, чувств);

3) самоупражнение (сознательное многократное выполнение запланированных действий в целях выработки определенных качеств, черт характера, навыков и умений).

Интересны правила самовоспитания, сформулированные К.Д. Ушинским[15]:

1) спокойствие, по крайней мере, внешнее;

2) прямота в словах и поступках;

3) обдуманность собственных действий;

4) не говорить о себе без нужды ни одного слова;

5) делать то, что хочешь, а не то, что случится;

6) не разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

Факторы, побуждающие сотрудника органов внутренних дел к самовоспитанию:

1) требования, которые предъявляет общество к развитию личности специалиста, а также те социальные идеалы, моральные образцы и примеры, которые увлекают и становятся для нее притягательными. Все это обусловливает необходимость содержательного раскрытия вопросов о том, каким должен быть сотрудник милиции в современном обществе и профессиональной деятельности, какими свойствами и качествами он должен обладать;

2) важным стимулом самовоспитания являются притязания личности на признание своего достойного места в коллективе, в среде коллег. Эти притязания, если они имеют здоровую моральную направленность, следует поддерживать. Нужно тактично отмечать положительные действия и поступки молодых специалистов, поощрять их успехи, заботиться о создании доброжелательного отношения к каждому члену коллектива. В то же время необходимо быть весьма осторожными в оценке тех или иных поступков и действий, которые могут ущемлять самолюбие сотрудника, умалять его положение в коллективе и вызывать у него раздражение и противодействие;

3) положительное влияние на побуждение сотрудника к самовоспитанию оказывает создание атмосферы состязательности. Активное участие в профессиональной деятельности создает множество ситуаций для проявления профессиональных знаний, умений, навыков и определенного творчества практически каждого сотрудника. В этих условиях имеет место стремление закрепить достигнутый успех, имеющиеся недостатки замечаются и исправляются;

4) немаловажную роль в стимулировании самовоспитания играют положительные примеры, которые показывают коллеги и руководители. Все это вызывает подражание и стремление к личностному развитию;

5) побуждают к активной работе над собой и самовоспитанию здоровые дискуссии на моральные темы, обсуждение в служебном коллективе различных нарушений правил товарищества, дисциплины со стороны отдельных сотрудников.

Читайте также:  Куда сходить с ребенком на новогодних каникулах

Древние мудрецы, в частности Сократ, считали, что главным врагом человечества является невежество. «Я знаю, что я ничего не знаю. А другие и этого не знают».

Самовоспитание есть неотъемлемая и важнейшая часть саморазвития. Саморазвитие – это сознательная деятельность, направленная на полную самореализацию.

Саморазвитие включает в себя развитие творческих, личностных и профессиональных качеств. Эти качества условно можно разделить на несколько групп. Первая группа – коммуникативные качества – это способность располагать к себе людей, вызывать у них чувство доверия; способность к быстрому установлению контактов с новыми людьми; умение быстро найти нужный тон и целесообразную форму общения в зависимости от психологического состояния и индивидуальных особенностей собеседника; умение дать объективную оценку действиям других людей; умение отстаивать свою точку зрения.

Вторая группа – интеллектуальные качества – это умение выбрать из большого количества информации ту, которая необходима для решения конкретной задачи; способность рассмотреть проблему с нескольких различных точек зрения; способность «схватить» суть проблемы.

В следующую группу можно объединить особенности памяти – оперативная память на внешность и поведение человека; способность передать один раз услышанное.

Свойства внимания и наблюдательности – умение подмечать малозаметные изменения. Волевые качества – способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях. Эмоциональная устойчивость при принятии ответственных решений также является элементом саморазвития. Это качество формируется с опытом.

Первое звено в процессе саморазвития личности сотрудника органов внутренних дел – это познание тех специфических требований, которые предъявляет к нему его деятельность, оценка своих знаний, умений и качеств, определение степени соответствия требованиям профессии.

Второе звено – осознание тех изменений, которые необходимо произвести в своей личности и разработка программы действий для этого.

Третье звено – реальная саморазвивающая деятельность, сознательные и преднамеренные действия сотрудника, рассчитанные на самоизменение. При этом главное – освоение способов самовоздействия.

Даже наличие сильных позитивных мотивов саморазвития: самоутверждения, самосовершенствования, самоактуализации – не гарантирует автоматического возникновения мотивов самовоспитания. Немало людей с развитой мотивацией желают самосовершенствоваться. Часто этот процесс носит стихийный, ненаправленный характер, используются случайные обстоятельства и возможности, предоставляемые жизнью для продвижения в своем развитии хотя бы на шаг вперед.Необходимым условием возникновения мотивов самовоспитания является выделение самовоспитания в самостоятельную деятельность. Это возможно только при наличии осознанно поставленных целей, планирования, затрат определенных волевых усилий. Поэтому самовоспитание – это волевой процесс, требующий от личности мужества, самоотверженности, целеустремленности. Когда у человека вырабатывается привычка заниматься самовоспитанием, то уровень воли снижается, формируется истинная потребность в самовоспитании, удовлетворение которой обретает индивидуально-личностный смысл.Поэтому в организации собственного воспитания всегда оказываются наиболее сложными именно первые моменты.Профессиональное саморазвитие может идти по вышеназванным направлениям: самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализация.Сотрудник правоохранительных органов утверждается в профессиональной сфере по разным мотивам: стремление соответствовать некоторому образу милиционера; быть не хуже других; быть на уровне требований руководства; зависть к другим, так называемым «любимчикам», и др. Эти мотивы могут стимулировать работу над собой, но чаще всего удовлетворяются посредством использования различных манипулятивных техник. В ходе манипулирования достигается односторонняя выгода путем скрытого воздействия и преследования собственных целей, о которых противоположная сторона не предполагает, при этом создается иллюзия независимости, «радения за дело», стремления следовать высшим интересам.Основное влияние на поведение сотрудника оказывают внешние обстоятельства и требования, поэтому его саморазвитие идет по пути приспособления к этим требованиям и проходит следующие стадии:1) профессиональной адаптации. Возросшие требования общества, служебного коллектива вступают в противоречие со сформировавшимися в вузе профессиональными знаниями, умениями, личностными особенностями. Пытаясь адаптироваться к профессиональному сообществу, молодой сотрудник перенимает, впитывает, усваивает чужой опыт, нередко проявляя некритичность. Превалирует стремление удовлетворять требованиям значимой среды;2) профессионального становления. Необходимость приспосабливаться к требованиям руководства и профессионального сообщества вступает в противоречие с выработанными к тому времени у сотрудника индивидуальным стилем деятельности и общения, профессиональными познаниями, собственными приемами и «техниками»;3) профессиональной стагнации. Сотрудник приспособил свои индивидуальные особенности и возможности к требованиям профессиональной среды и существует за счет достижений прошлого, эксплуатации стереотипов, канонизации собственного опыта. Все это нередко приводит к снижению активности, профессионального роста, невосприимчивости к новому, использованию своего положения для подавления младших коллег.Таким образом, профессиональное самопознание и профессиональное саморазвитие оказываются тесно связанными друг с другом, определяя вектор и стратегии развития сотрудника правоохранительных органов как профессионала.Саморазвитие начинается с процессов осознания себя как субъекта жизнедеятельности, утверждения своих личностных качеств, проходит этап (при благоприятных условиях) осознания себя как субъекта саморазвития и осуществляется в актах самоутверждения, самосовершенствования и самоактуализации, в самопостроении себя на различных этапах жизненного пути.Типичными трудностями самопознания и саморазвития являются: несформированность мотивационной основы, способов и приемов самопознания и саморазвития, механизмов; неадекватные самооценки, порождающие неуверенность или самоуверенность, что обусловливает сложности в постановке жизненных целей, нежелание заниматься самовоспитанием и др.Процессы самопознания и саморазвития будут протекать более эффективно и в социально приемлемых нормах, если личности (на различных этапах ее становления) оказывается психолого-пе­дагогическая поддержка, осуществляемая в рамках позитивного сопровождения. Если в учебных заведениях системы МВД, практических органах реализуется идея сопровождения и организация воспитательной работы нацелена на саморазвитие, то это создает благоприятные предпосылки для работы каждого субъекта взаимодействия над собой, стимулирует индивидуальное самопознание и саморазвитие.

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 7129 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Психолого-педагогические основы саморазвития и самовоспитания

Важнейшей задачей воспитания является стимулирование учащихся к активной работе над собственным развитием и самосовершенствованием. Необходимо отметить, что ни овладение знаниями, ни формирование личностных качеств не могут происходить без стремления самого школьника к учению, без проявления им учебно-познавательной активности и работы над развитием своей нравственности, физической и эстетической культуры. Положение о том, что ученик – это не только объект, но и субъект воспитания, является тем фундаментом, на котором основывается как обучение, так и формирование личностных качеств учащихся. Вот почему первостепенной задачей учебной и воспитательной работы является развитие и поддержание высокой познавательной, трудовой и нравственно-эстетической деятельности.

Одной из основных задач воспитания являются: умелое внутреннее стимулирование активности растущей личности в работе над собой, есть побуждение ее к собственному развитию и совершенствованию. Иначе говоря уже в процессе воспитания имеет место самовоспитательная работа учащихся.

Самовоспитание осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.

Источником и мотивом самовоспитания, по мнению отечественных психологов, является осознание человеком противоречия, с одной стороны, между своими потребностями, интересами, целями, желаниями, а с другой, реальными возможностями, актуальным уровнем развития необходимых для их осуществления личностных сил, а также противоречия между «Я-реальным» и «Я-идеальным».

Понимание того, что желаемое не может быть достигнуто без приложения определенных усилий, а следовательно, имеющиеся недостатки могут не быть преодолены, и побуждает человека к активным действиям, направленным на самопознание, самооценку, самоусовершенствование. Выделив курсивом словосочетание «активные действия», мы попытались подчеркнуть деятельностный (не пассивно созерцательный!) характер самовоспитания – именно и только собственная деятельность человека является способом его саморазвития, условием реализации поставленных целей.

Этап ситуативного самовоспитания: мотив – стремление через изменение поступков прийти к изменению качеств личности.
Этап самоисправления поступков: мотив – стремление изменить конкретную форму своего поведения под влиянием внешних требований.
Этап осознанного самовоспитания: мотив – стремление к самоусовершенствованию.

Рисунок 6. Основные мотивы самовоспитания на разных этапах его осуществления

Мотивы и целенаправленность деятельности человека по само воспитанию изменяются, как правило, по мере его взросления в результате развитиясамосознания. Самосознание – осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля.

Ученые выделяют следующие возрастные уровни самовоспитания:

Детство (до вступления в подростковый возраст) – в этот период обнаруживаются первые попытки ребенка приспособиться к требованиям окружающихчерез исправление поступков,вызывающих их негативную реакцию. Основная особенность– стремление ребенка изменить конкретные формы поведения, т. е. его внешние проявления, а не качества личности (по мнению психологов, ребенок еще не осознает своих качеств).

Подрастковый возраст – период, отличительная черта которого–«самоутверждение качеств через отдельные поступки». Самовоспитание проявляется в форме частых, стремительных (с точки зрения взрыва активности и кратковременности), ситуативных (с точки зрения мотивации и последовательности действий) попыток изменить то, что стало осознаваться как качества личности, отражающие ее достоинства и недостатки. Гипертрофированное чувство взрослости, стремление быть самостоятельным, равным провоцирует противоречие между максимализмом требований подростка к себе и другим и ограниченностью его возможностей, неготовностью к длительным волевым усилиям, к преодолению трудностей. Значительно мягче, сдержаннее проходит этот процесс у девочек-подростков. Задача взрослых состоит в том, чтобы поддержать подростков в их благих намерениях, помочь советом, внушить оптимизм, уверенность в собственных силах. Очень важно помочь растущему человеку избрать достойный образец для подражания.

Юность – в этот период изменяются социальная роль и характер взаимоотношений с окружающими, накапливается опыт и, как следствие, приходит осознание того, что не только поступки, но и отдельные качества еще не характеризуют личность человека в целом. Основной мотив самовоспитания в юношеском возрасте – «сделать себя», обеспечить возможность с наибольшей полнотой реализовать себя в социальном и профессиональном отношении. Деятельность в этом направлении становится более самостоятельной и последовательной. Психологи называют работу юноши и девушки над собой, над совершенствованием своей личностиосознанным самовоспитанием.

Выделяют два основныхисточника самовоспитания: 1) внешнее требование, переходящее во внутренний план личности и актуализирующее противоречия, которые, в свою очередь, порождают потребность в самовоспитании; 2) внутреннее требование личности к себе, обусловленное осознанием противоречий между «Я-реальным» и «Я-идеальным», между целями, которые личность ставит перед собой, и возможностями их реализации и т.д.

Важнейшей предпосылкой принятия решения о необходимости самовоспитания и условием его успешного осуществления является способность личности объективно анализировать и оценивать свое поведение и свои качества, формулировать реальные цели и программу действий.

В самоанализе и самооценке важно избежать самоуничижения и самобичевания, которые могут привести к утрате оптимизма, уверенности в своих силах и возможностях.

Важным этапом самовоспитания является принятие самообязательств, в которых моделируются цели и программа деятельности, устанавливаются требования к ее организации. Воткак сформулировал самообязательства выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский:

1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.

2. Прямота в словах и поступках.

3. Обдуманность действия.

5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

6. Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится.

7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать.

8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.

9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

Основным способом самовоспитания является управление своими действиями; самопринуждение, самоприказ, самонаказание и т.д. следует рассматривать как средства достижения результата.

Важнейшей функцией любого управления является контроль; в самовоспитании самоконтроль выступает и как способ определения достигнутых результатов, и как основа для корректировки программы, плана и способов деятельности.

Если то, что человек унаследовал, можно рассматривать как фактор предопределяющий его развитие, а влияние среды и воспитание как определяющие факторы, то решающим фактором несомненно является деятельность личности, обращенная на созидание самое себя и окружающего мира.

В основе самовоспитания лежит принцип опережающего отражения в сознании человека тех действий и поступков, которые он собирается совершить, определение тех черт и качеств, которые он предполагает выработать у себя. Если подобная «мысленная программ» формируется, она побуждает личность к практическим действиям по ее реализации, создает стимулы для проявления волевых усилий. Вот почему, когда у человека появляется потребность в проявлении тех или иных недочетов в своем характере или поведении, важно поставить четкую цель и обосновать необходимость ее достижения, иногда даже полезно определить сроки.

Одновременно с этим нужно составить детальную программу самовоспитания и определить то, чего конкретно необходимо достичь. Начинать, конечно, лучше с более простых программ, например: изжить употребление бранных слов; не совершать необдуманных поступков; преодолеть дурную привычку перебивать в разговоре собеседника; всегда держать свое слово и т.д. Программы по мере приобретения опыта самовоспитания, естественно, должны усложняться, совершенствоваться и становиться более долговременными.

Разрабатываемые личностью программы и правила самовоспитания имеют большое значение. И чем детальнее и четче разработаны программа самовоспитания, правила поведения, тем эффективнее будет проходить работа над собой.

Намечая программу самовоспитания, необходимо также определить ее методы. Важнейшими из них являются:

• самоубеждение и самовнушение;

• мысленный перенос себя в положение другого человека (эмпатия – т.е. сопереживание);

• самонаказание и др.

Кратко охарактеризуем данные методы.

1. Метод самоубеждения. Сущность его состоит в том, что ученик, выявив свои недостатки, убеждает себя в необходимости изжить этот недостаток, пи этом нельзя ограничиваться только мысленным самоубеждением. Гораздо эффективнее оно становится тогда, когда учащийся будет вслух убеждать себя, т.е. проговаривая вслух тот недостаток, над устранением которого он работает.

2. Метод самовнушения. Его сущность заключается в том, что человек сам стремится воздействовать на собственную психику и чувства, сам, как правило, вслух внушает себе, как будет вести себя или каких действий не будет делать. Воздействие самовнушения обусловливается тем, что, закрепившись в сознании и чувствах ученика, оно определяет его поведение.

3. Самообязательство. Этот метод по своей сущности близок к методу самоубеждения. Суть его состоит в том, что учащийся задавшись целью преодолеть у себя тот или иной недостаток или выработать какое-то положительное качество, берет на себя определенное обязательство. Для более прочного его закрепления в сознании его необходимо также неоднократно проговорить вслух. в таком случае оно и будет побуждать ученика к достижению намеченной цели и способствовать формированию соответствующей привычки.

Читайте также:  Как придумать подпись красивую и оригинальную к фамилии в паспорт

4. Метод самокритики. Сущность его состоит в том, что ученик, который выявил у себя тот или иной недостаток и поставил перед собой цель изжить его, подвергает себя самокритике с тем, чтобы мобилизовать свои волевые усилия к его быстрейшему преодолению.

5. Метод эмпатии, или мысленного переноса себя в положение другого человека, сопереживания его чувств. Этот метод весьма хорош, когда речь идет о самовоспитании отзывчивости к людям, стремления к взаимопомощи. Сущность его отражена в самом названии. Она заключается в том, что в процессе самовоспитания школьник вырабатывает у себя положительные качества и преодолевает отрицательные, ставя себя в положение другого человека, сопереживая его чувствам, и таким образом побуждает себя с самосовершенствованию. Когда, например, ученик видит с какой неприязнью воспринимают люди черствость, бездушие, грубость, и сопереживает их чувствам, он задумывается над тем, чтобы преодолеть у себя эти недостатки.

6. Самопринуждение, или самоприказ. Это очень действенный метод самовоспитания. Он применяется в тех случаях, когда учащийся определил те или иные правила, нормы своего поведения, но не проявляет достаточной силы воли в соблюдении данного правила. Поэтому данный метод применим для развития необходимых волевых качеств.

7. Метод самонаказания. Как следует из его названия, он применяется тогда, когда в процессе самовоспитания человек делает те или другие отступления от намеченных им самим правил поведения. Обнаружив такие отступления, нужно обязательно использовать определенные санкции по отношению к себе самому и применить то или иное наказание.

Изложенное показывает, что если представить процесс самовоспитания в целом, то в его структуре выделяются ряд компонентов:

• критический анализ, оценка своих недостатков и постановка конкретной цели самовоспитания;

• разработка программы самовоспитания;

• определение его методов;

• аутотренинг, т.е. непосредственная (внушающего плана) работа личности над собой;

Рисунок 7. Структура процесса самовоспитания

Важную основу в процессе самовоспитания и саморазвития учащегося имеет педагогическое руководство. Содержание и формы работы педагога по организации самовоспитания могут быть самыми разнообразными. Тут многое зависит от того, насколько сами учителя компетентны в вопросах самовоспитания и его методов, в какой мере они знакомы с научной и популярной литературой по этой проблеме, насколько ответственно они относятся к исполнению своих педагогических обязанностей.

В целом организация педагогического руководства самовоспитанием осуществляется по трем основным направлениям:

· Формирование мнения ученического коллектива о необходимости и пользе самовоспитания.

· Оказание помощи учащимся в уяснении сущности самовоспитания, его методов и путей осуществления.

· Практическая помощь учащимся в разработке программ самовоспитания и их реализация.

Таким образом, в качестве вывода следует отметить, что самовоспитание выступает как важное средство развития и личностного формирования учащихся только при условии, если учителя обращают должное внимание на его организацию и в состоянии умело и грамотно его направлять.

Дата добавления: 2016-11-03 ; просмотров: 2225 | Нарушение авторских прав

26 способов саморазвития и самосовершенствования

Любите развиваться? Постоянно ищите способы самосовершенствования? Стремление к личностному росту – очень важная черта характера, которая должна доминировать над многими другими. Именно благодаря умению расти, улучшать себя, люди получают максимальную отдачу от жизни.

Человеческий потенциал – безграничен, поэтому дорога к самосовершенствованию не заканчивается никогда. Чем больше человек растет, тем больше он понимает, что ему еще есть куда развиваться.

Не хотите останавливаться на достигнутом? Собранные в статье способы саморазвития помогут двигаться дальше.

Читайте книги каждый день

Книги – концентрированные источники мудрости. Чем больше читаете, тем больше обретаете. Уделяя внимание чтению книг каждый день, человек питает мозг большим количеством знаний, расширяет словарный запас, обогащает внутренний мир.

Учите языки

Изучение языка – совершенно новый навык, а процесс знакомства с ним – совершенно другой опыт и возможность узнать культуру, традиции народа.

Найдите новое хобби

Есть ли что-то новое, что может заинтересовать, помимо обычных любимых увлечений? Какой-нибудь вид спорта или развлекательные интересы, такие как танцы, дегустация вин, кулинария? Возможно, есть желание записаться на курсы? Изучение чего-то нового развивает в различных аспектах: физически, умственно или эмоционально.

Создайте вдохновляющую комнату

Окружение задает настроение и ритм. Если живете во вдохновляющей среде, заряжаетесь энтузиазмом каждый день. Сделайте ремонт в комнате, обставьте так, чтобы она мотивировала на новые свершения.

Преодолейте страхи

У всех есть свои страхи – неуверенности, публичных выступлений, риска. Они удерживают людей в одном положении и мешают им развиваться. Признайте, что страхи отображают области, в которых можно расти. Они выступают в качестве компаса для личностного роста. Если испытываете страх, тогда еще есть куда развиваться. Преодолейте его и станете на ступеньку выше.

Прокачайте навыки

Если играли когда-нибудь в видеоигры, особенно РПГ, тогда точно знаете концепцию. Совершенствование навыков требует опыта, который поможет стать лучше и сильнее. Хотите «прокачать» ораторские способности или стиль письма? Составьте список своих навыков, займитесь их улучшением.

Просыпайтесь рано

Раннее пробуждение (скажем, в 5-6 утра) улучшает продуктивность и качество жизни. Это объясняется тем, что сознание настраивается на продолжение активности в течение дня, пробуждает движущую силу.

Придерживайтесь еженедельного плана тренировок

Лучшее начало для самосовершенствования – поддержание хорошей физической формы. Попробуйте бегать трусцой не реже 3 раз в неделю по 30 минут. Для разнообразия можете разбавить бег плаванием или уроками физкультуры.

Начните писать Руководство по жизненному пути

Руководство по жизненному пути – идея, которая может стать решающей для дальнейшего прогресса. Фактически, это – книга, содержащая основные сведения о том, как можно прожить жизнь полноценно. В ней описываются цели, принципы и ценности.

Напишите письмо своему будущему Я

Кем видите себя через 5 лет? Будете ли таким же, как сейчас? Каким человеком станете?
Напишите письмо будущему себе и запечатайте его. Для начала попробуйте взять период 1 год. Отметьте в календаре дату открытия. Затем начните работать, чтобы стать человеком, который должен прочитать это письмо.

Покиньте зону комфорта

Настоящий рост приходит через тяжелую работу. Комфорт не помогает развиваться. Он заставляет останавливаться на половине пути.

Какова ваша зона комфорта? Боитесь выйти из нее в большинстве случаев? Держитесь в пределах личного пространства в присутствии других людей? Встряхнитесь. Сделайте что-нибудь другое.

Открывая себя новой ситуации, человек буквально растет по мере того, как учится действовать в новых обстоятельствах.

Бросьте кому-нибудь вызов

Конкуренция – один из лучших способов личностного роста. Поставьте задачу (похудение, физические упражнения, увеличение прибыли), соперничайте с заинтересованным другом, чтобы увидеть, кто достигнет цели первым. Благодаря этому оба участника добиваются большего, чем если бы они отправились по выбранной дороге в одиночку.

Определите слепые пятна

С научной точки зрения, слепые пятна относятся к областям, которые глаза не способны видеть. С точки зрения личностного развития, слепые пятна – что-то о себе, о чем человек не знает. Обнаружение слепых зон помогает определить области для совершенствования.

Попробуйте идентифицировать вещи/события/людей, которые вызывают раздражительность/обиду/сомнения. Они и будут слепыми пятнами. После этого продумайте шаги по их устранению.

Попросите об обратной связи

Как бы человек не старался совершенствоваться, у него всегда будут слепые пятна. Обращение за отзывом дает дополнительную точку зрения, перспективу развития. Можно попросить об этом семью, друзей, коллег или даже простых знакомых. Это должны быть люди, у которых не будет предвзятого отношения, и они смогут дать объективную оценку.

Сосредоточьтесь на списке дел

Начинайте день со списка задач, которые хотите выполнить. Это помогает сосредоточиться и провести время с пользой.

Установите большие и смелые цели

Такие цели заставляют выйти за пределы нормальных способностей. Так как они большие и смелые, для их реализации требуются нестандартные подходы. Подумайте о том, что могло бы заставить чувствовать себя на вершине мира. Решили? Приступайте к выполнению задуманного. Чтобы достичь успеха в жизни, научитесь устанавливать SMART-цели.

Признайте свои недостатки

У всех есть недостатки. Самое главное: понять их, признать и начать работать над ними. Как считаете, какие они? Над чем можно начать работу прямо сейчас? Какой подход выбрать?

Действуйте

Лучший способ учиться и совершенствоваться – действовать. Что собираетесь делать? Какие меры можете принять немедленно? Ожидание ничего не дает. Действия дают моментальные результаты, на которых можно учиться.

Откажитесь от дурной привычки

Есть ли вредные привычки, от которых можно отказаться? Любите много спать? Не тренируетесь? Опаздываете? Сутулитесь? Кусаете ногти? Курите?

Выработайте новую привычку

Некоторые хорошие новые привычки включают чтение книг, статей о личностном росте, раннее пробуждение, физические упражнения и медитацию. Есть ли еще какая-то привычка, которую можете выработать, чтобы улучшить себя?

Избегайте негативных людей

Как говорит известный американский автор многочисленных книг по психологии, посвященных личностному развитию и достижению успеха в бизнесе и жизни, – Джим Рон: «Вы – это “среднее арифметическое” тех пяти человек, с которыми вы проводите большую часть своего времени». Куда бы вы ни пошли, всегда найдутся негативные люди. Не проводите слишком много времени рядом с ними, если чувствуете, что они тянут вниз.

Учитесь иметь дело с трудными людьми

Иногда общения с трудными людьми нельзя избежать. Например, на работе, или если человек является частью внутреннего круга контактов. Найдите способы справляться с ними.

Учитесь у своих друзей

У каждого есть удивительные качества. Попробуйте подумать о хорошем друге. Какое у него есть качество, которое хотелось бы перенять? Какие методы можно использовать, чтобы научиться у него? При необходимости обсудите с ним этот вопрос.

Не тратьте время на чаты

Все приложения с чатами приводят к потере времени, которое можно уделить другим видам деятельности, приносящие пользу. Отключите автоматический запуск, включайте их только тогда, когда действительно есть свободное время на них.

Перестаньте смотреть телевизор

Большинство программ и рекламных объявлений на телевидении обычно снижают уровень сознания, не помогают расширять возможности. Если перестать смотреть телевизор, появившееся свободное время можно провести с пользой. Например, общаться с близкими друзьями, медитировать, учиться стратегическим играм, таким как шахматы, и пр.

Отпустите прошлое

Есть ли какое-то разочарование или несчастье из прошлого, за которое держитесь? Если это так, пришло время отпустить его. Оно препятствует дальнейшему движению и развитию. Оторвитесь от прошлого, простите себя и идите вперед.

Помните: если хотите заниматься личностным ростом, нужно действовать. Ответственность за собственное развитие несет только сам человек. Не нужно перекладывать вину за «неблагоприятные условия» на кого-то другого. Выбирайте один или несколько из перечисленных советов и действуйте!

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Проблемы самовоспитания и самосовершенствования: апология развития

Время чтения 8 минут

Самовоспитание и самосовершенствование – сознательные действия личности, направленные во благо самого себя, дабы развить нравственные качества, расширить интеллект и впитать новые умения, навыки, и опыт. Человек всегда стремиться развивать врожденные и приобретенные таланты. Но, что делать, если человек не хочет двигаться вперед, либо по каким-то иным причинам появилась проблема самовоспитания и самосовершенствования?

Самовоспитание порождает самосовершенствование, которое перерастает в саморазвитие. Личность – термин, выработанный для объяснения человеческого мировоззрения – настроение масс, привычки, манеры и знания, приобретенные по жизни, наполняют внутренний мир человека. Это формирует личный взгляд на мир, позволяющий раскрыться личности в социальном обществе. Мы стремимся не останавливаться, регулярно двигаясь вперёд. Но, что если при развитии человек обретает ложные идеалы и ценности, которые могут привести к краху? Давайте разберемся, какие проблемы могут возникнуть в саморазвитии и самосовершенствовании личности, и как их исправить.

Что такое самовоспитание и самосовершенствование личности?

Самосовершенствование личности – процесс, вытекаемый из самовоспитания, направленного на постоянное развитие. В большинстве человечество стремится к развитию созидательных качеств, согласно представлениям о личностном идеале. Существует шесть главных этапов самосовершенствования человека, где всё начинается с мотивации.

  1. Установите себе стоящую цель, которая сделает вас лучше.
  2. Создайте некий идеал, к которому можно стремиться и совершенствоваться.
  3. Определите временные рамки для достижения задуманного.
  4. Четко продумайте план действий, воспользовавшись самосознанием и самопониманием.
  5. Трезво оцените свои возможности – саморегуляция должна быть объективной.
  6. Переходите от теории к практике и действуйте.

Проблемой самовоспитания и самосовершенствования может стать невыполнение основного правила саморазвития “здесь и сейчас”, основанного на окончании витания в облаках. Многим людям нравится оставаться в мечтах, забывая о реальной жизни.

Очень важен системный подход самовоспитания и самосовершенствования, подразумевающий покорение цели небольшими этапами. Разбейте план работ на ежедневный график, распределив нагрузку равномерно. Таким образом можно развивать физическое самовоспитание и самосовершенствование. У вас есть лишний вес, либо наоборот – худоба достала? Вы идёте в тренажерный зал и выполняете программу определённых упражнений.

Стремитесь распределять время не по дням, а по его отрезкам (утро, обед и вечер) – данная методика подскажет, сколько времени вам требуется на выполнение разных задач.

Также, проблема самовоспитания и самосовершенствования может заключаться в мизантропии. Для полноценного самовоспитания индивиду необходимо ежедневно общаться с окружающим миром.

Хорошо, если это люди, вдохновляющие вас и способные обучить новому. В то же время, ограничьте себя от людей, которые ни к чему не стремятся и достигли гораздо меньше вас, а это – ещё одна проблема самовоспитания и самосовершенствования. Здоровая еда, посещения тренажерного зала и саморегуляция психике иногда творят чудеса. Пристально выбирайте окружение – вычеркивайте из жизни критикующих, недалёких и не амбициозных личностей. Порой нужно перебороть себя и выйти на другой уровень самосовершенствования, оставив лишние проблемы позади.

Читайте также:  Красивые позы для селфи: как сделать фото

Отсутствие осознанности, как проблема самовоспитания и самосовершенствования личности

“Все болезни от бескультурья” – произнес герой Алексей Булдакова в фильме “Особенности национальной рыбалки”. Аналогично возникают и проблемы самовоспитания и самосовершенствования личности – нежелание двигаться дальше, даже когда есть все возможности стопорит процесс саморазвития. Неприемлемые табу, вроде: “У меня ничего не выйдет, я не знаю как это сделать, и вообще это невозможно” нужно забыть раз и навсегда. Вас никто не обязан любить и помогать во всём, особенно, когда вы не проявляете должного стремления к цели. Разумеется, гораздо легче потерпеть неудачу, немного пострадать и остаться на прежнем месте, чем изменить себя и снова двигаться вперед.

Личностные проблемы самосознания и самосовершенствования зачастую являются осознанными. Но, если человек понимает свои недостатки, он должен уметь смотреть им в глаза, дабы однажды победить накопившиеся страхи, вредные привычки и с небес опуститься на землю. Осознанность – это чувство, развивающее единение человека с миром природы и всего, что окружает нас. Каждый человек воспринимает осознанность по-разному, противопоставляя её бессознательности. Как понять формирование личности и этапы познания осознанности?

  1. Я не убегаю от проблем и страхов, которые создают дискомфорт, стараясь понять источник неприятных ощущений. Любое сознательно принятое решение нивелирует проблему.
  2. Я осознаю причины всех своих поступков, что делает меня свободным в плане поведения. Таким образом, я вижу возможные последствия каждого шага, отвечая за поведение.
  3. Мне подвластна глубина красоты окружающего мира, способная передать наслаждение от прекрасного. Я ежедневно нахожу новые источники вдохновения, применяя разные формы совершенствования. Стереотипы многие события окрашивают одинаково, но я от них избавляюсь, как от ненужной проблемы самовоспитания и самосовершенствования.

Основные проблемы самовоспитания и самосовершенствования человека

Существует шесть основных проблем самосовершенствования личности, которые мешают нам развиваться:

    Нестыковка промежуточных и конечных целей. Краткосрочные планы не всегда следуют по намеченной дороге, что нередко мешает исполнению наиболее желаемого. Причин тому может быть множество – образование, выбор деятельности, отторжение на второй план желаемого и довольствование сегодняшним днём.

Стабильная, но мелкая оплата труда, близость к месту жительства, отсутствие конкурса при отборе и другие подобные вещи притупляют саморазвитие, заставляя довольствоваться синицей в руках, чем журавлем в небе. Однако, в такой ситуации редко получается добиться чего-то большего, чем минимальной стабильности – вы забываете о будущем, выбираете более простую профессию и однажды человек может навсегда отпустить желаемые цели, которые так и останутся мечтой. Такое отношение к себе не что иное, как растрата жизненного времени и уничтожение потенциала.

  • Чрезмерное количество целей. К сожалению, человеческие ресурсы ограниченны, и однажды приходится делать выбор для достижения максимального результата, но в одной, или нескольких сферах жизни. Если вы хотите стать рок-звездой, вряд ли удастся совместить концерты со спортивной карьерой. Либо, если вы намерены служить в армии, добившись высокого звания, вряд ли получится одновременно быть публичной личностью, и прочее. То есть – если вы не можете осуществить все цели, выбирайте наиболее желаемые и рентабельные.
  • Ставьте только реальные цели – вы должны осознавать собственные возможности, анализируя финансовое, физическое и интеллектуальное положения дел. Частенько личность не получает желаемого из-за банального незнания характера собственной деятельности. Если вы художник, то экономистом стать будет не так легко, но и кормить семью тоже надо. Но, как узнать, чем лучше всего вам подойдёт?

    В школьные годы молодой человек не может себя реализовать из-за ежедневного получения знаний. Но, уже тогда появляются научные направления, которые помогают больше развивать формы самосовершенствования. Если вам нравится география, и не нравится химия, в будущем вам больше понравится работа дальнобойщика, либо менеджера услуг туризма, нежели лабораторного ученого.

    Низкая самооценка, меркантильность и инфантильность

    Проблемы самообразования и самосовершенствования иногда могут быть в самом человеке, а не его действиях, о чем порой индивид и не подозревает.

    1. Низкая самооценка, которой страдает большинство жителей стран бывшего СССР – весьма тяжелое препятствие. Мы часто забываем, кто мы есть, однажды утрачивая веру в собственные силы. Именно по этой причине мы часто не решаемся сделать важный шаг, который позволит жить лучше. Сегодня примеров множество: “я не умею, потому боюсь начинать, туда ехать далеко, а вдруг не получится, и что я людям скажу?” и прочее. Человек способен на всё, только иногда об этом забывает.
    2. Меркантильность при обозначении главных планов, излишняя материальность. Капитализм со своей системой “купи-продай” не всегда даёт положительный результат – делая всё только ради наживы, однажды можно потерять целый мир. Материальные вещи никогда не принесут полное удовлетворение от жизни, хотя молодое поколение всё чаще ищет личную выгоду в любом деле. Только при достижении взрослого возраста мы понимаем, что нет ничего важнее Отечества и семьи.
    3. Инфантильность, либо инертность. Сегодня молодое поколение, оканчивающее образовательное заведение, далеко не всегда утруждает себя поиском постоянного заработка. Отдельные люди даже не интересуются собственными возможностями и перспективами, что достаточно сужает их возможности. Большинство молодых людей в возрасте до 25 лет сегодня считают молодость временем развлечений и бесшабашного отдыха, однако со временем недавние юноши девушки осознают свои ошибки. Данный процесс можно назвать физическим самовоспитанием и самосовершенствованием.

    Почему сегодня важно самообразование личности

    В бытность СССР развитием человека занималось государство – моральное, физическое самовоспитание и самосовершенствование занимали одну из передовых ролей. Каждая личность обладала идеологией, хоть и навязанной властью, но не несущей негативный характер. В Союзе было лучшее образование в мире, да и физическая культура делала население здоровым.

    В юном возрасте человек попадал в пионеры, где получал все необходимые культурные ценности и умения, которыми многие пользуются и по сей день. Индивид осознавал свою значимость в большом механизме общества, являющегося двигателем прогресса.

    Союз пал, и идеология вместе с ним. У человека остаётся лишь возможность самообразования и актуализацию личностного момента в сфере образования. То есть, каждая личность должна развиваться самостоятельно, применяя институционный метод познания как один из аспектов самосовершенствования и саморазвития. Во времена капитализма необходимо быстро приспосабливаться к новым течениям жизни, соблюдая интеллектуальный уровень окружающего мира.

    Человек способен удовлетворить свои потребности только путём самообразования и самосовершенствования. Попадая в социум мы стремимся самоутвердиться и показать себя с положительной стороны, что со временем определяет личность в одну из социальных групп населения. Сегодня мы сами выбираем пути развития, жизненные ценности и нормы поведения, которые корректируют направление и уровень саморазвития. Самообразование, как и саморазвитие – дело добровольное. Если выбрать социально-философский путь самосовершенствования, вы получите прекрасные условия развития любых психологических навыков.

    С другой стороны, проблемы самообразования и самосовершенствования могут отлучить человека от общества, создав некий уровень оппозиции к окружающему миру и социальным нормам приличия. важно суметь победить собственные пороки, не допустив ложные ценности в духовный и внешний миры. Личность приобретает независимый характер лишь при достижении высокого уровня саморазвития. Уметь контролировать потребности – нелегкий и долгий процесс обучения, способный показать истинную сущность индивида.

    В заключении

    Все проблемы самообразования и самосовершенствования личности исходят только от самого человека. Только мы сам устанавливаем себе определенные рамки, которые не переходим. Современный мир богат источниками постижения науки и техники, понимания как физической, так и моральной системы мироздания. Основная проблема человечества – нежелание развиваться, отдаваясь более простым благам цивилизации, не думая о будущем. Ежедневно по телевизору нам внушают абсолютно чужие ценности, а коммерция достигает невероятных вершин. Разумеется, быть рабом системы гораздо легче, чем плыть против течения самому эту систему создавать. Пожалуй, сегодня это – главная проблема самообразования и самосовершенствования для подавляющего большинства людей. 200 лет назад люди не представляли что такое электричество; 100 лет назад никто и подумать не мог о самолётах и подводных лодках, 60 лет назад человек не мог и помыслить о постижении космоса. Ведь, кто-то делает эти технологии реальными, не ограничивая себя, являясь творцом. Огромные толпы потребителей покупают товар, твердо считая, что этот успех повторить невозможно. Ваша задача доказать обратное.

    Самоактуализация и самосовершенствование личности. Пути и способы самосовершенствования личности

    Самоактуализация – процесс реализации человеком своих потенциальных возможностей в различных формах деятельности и поведения. Он включает в себя и стремление личности к самосовершенствованию, и развитие способностей и задатков, и процесс использования уже полученных знаний, навыков и умений. Самоактуализация по сути способствует человеку стать тем, кем он может и должен быть в этой жизни. Самоактуализирующаяся личность живет полной жизнью, умеет воплощать свои задумки и умения, свой внутренний потенциал в продукт деятельности. Она развивает свои достоинства и устраняет недостатки, стремится жить в гармонии со своими убеждениями. Самоактуализация есть проявление глубинной, естественной нравственности “образа Божия” в человеке. Успешность и полнота самоактуализации зависит от развития самосознания, эмпатии человека, рефлексии и мировоззрения.

    Самосовершенствование определяется взаимодействием человека с конкретной социальной средой, в ходе которого он вырабатывает у себя такие качества, которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни вообще. Следовательно, самосовершенствование – явление личностно-социальное. Оно может развертываться на протяжении всего жизненного пути.

    Самосовершенствование – это сознательный процесс повышения уровня своей компетентности и развития значимых качеств в соответствии с социальными требованиями и личной программой развития. Достигнув определенного уровня саморазвития, человек приобретает возможность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими, достигать успеха в профессиональной деятельности, быть компетентной и конкурентоспособной личностью, а также воспринимать жизнь во всей ее полноте.

    В основе процесса самосовершенствования лежит внутренний механизм преодоления противоречий между наличным уровнем личностного роста (“Я-реальное”) и некоторым воображаемым его состоянием (“Я-идеальное”). Источники самосовершенствования находятся в социальном окружении, причем, предъявляемые требования должны быть несколько выше наличных возможностей конкретного человека. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий, результатом разрешения которых является про процесс целенаправленного развития собственной личности.

    Цель самосовершенствования недостижима никогда, она ускользает как линия горизонта. Следовательно, предела развития личности не существует.

    Способы самосовершенствования личности

    Самосовершенствование – это осознанная и непрерывная работа над собой. Этот процесс включает в себя улучшение приобретенных навыков, качеств и задатков, которое соответствует жизненным целям человека. В качестве базы для самосовершенствования личности психология рассматривает функцию адаптивности высшей нервной деятельности под условия, в которых живет и развивается человек, а также его способность к самооценке. Мотивы стремления к идеалу могут быть различными. Сюда относятся любовь, профессиональный и материальный стимулы, интересы, а также идеи и убеждения. Самосовершенствование личности невозможно без соблюдения нескольких важных условий:

    • · самоанализ, т.е. сравнение себя с другими, самонаблюдение, самооценка, самокритика и т.п.;
    • · программа совершенствования собственной личности;
    • · сила воли и закалка характера.

    Бывает и так, что многие люди не знают как достичь своего идеала, или попросту не хотят этого делать, т.к. состояние стабильности без какого-либо движения в сторону развития их устраивает. Кроме того, существуют и другие проблемы самосовершенствования личности. Их изучает такая наука как акмеология. В ее ведении находятся закономерности развития человека в период зрелости и при достижении наиболее высокого уровня совершенствования именуемым акме. Иными словами акмеологические основы самосовершенствования личности заключаются в активной творческой деятельности, саморазвитии, самовоспитании и огромном желанием их достичь. Главные свойства “акме” человека – это его креативность (в качестве способности к творчеству) и профессионализм. То есть творческая направленность на созидательную деятельность.

    Пути и способы самосовершенствования личности

    Структурно процесс самосовершенствования состоит из следующих этапов:

    • · самопознание (осознание своих возможностей, своих сильных и слабых сторон с помощью самонаблюдения, самоанализа, самооценки);
    • · самопобуждение (использование мотивов и приемов внутреннего стимулирования к саморазвитию профессиональному и личностному);
    • · программирование профессионального и личностного роста (формулирование целей самосовершенствования, определение путей, средств и методов этой деятельности);
    • · самореализация (осуществление программы самосовершенствования; самореализация как способ жизнедеятельности).

    На всех этапах совершенствования своей личности важно поддерживать устойчивую положительную мотивацию и постараться избавится от когнитивных ограничений в отношении своих личностных возможностей.

    Т.о., механизмами личностного роста являются: самопознание, самопобуждение, программирование профессионального и личностного роста, самореализация.

    Точкой отсчета личностного роста, самовоспитания человека является выбор идеала – образца, на который хотелось бы равняться. Это может быть конкретный человек или собирательный образ. Наличие идеала-образца является первопричиной, толчком самовоспитания.

    Под самовоспитанием понимают активно-творческое отношение индивида к себе, “достраивание” самого себя, направленное на совершенствование определенных личностных качеств, нейтрализацию “несовершенств” своей личности. Стартом самовоспитания, личностного роста является самопознание. Исследователи проблемы самообразования и самовоспитания (А.А. Бодалев, А.И. Кочетов и др.) ввели понятие “самопознающая деятельность”, которое подчеркивает сложность этого процесса, его глубинный психологический резонанс: человек должен выявить и вербализовать (проговорить) свои несовершенства и сильные стороны. Приемами самопознания являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотношение, самооценка.

    Возможности личностного развития безграничны. Физиология подтверждает, что человек в силах изменить себя при активной работе над собой. Академик И.П. Павлов рассматривал человека как единственную в мире систему, способную к саморегулированию и самовоспитанию: Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания. Потребность в самовоспитании особенно отчетливо обнаруживается в переходный период развития личности, а именно в подростковом возрасте.

    Одно из наиболее важных качеств личности, необходимое в современном мире, – стремление к достижению успеха.

    Человек, у которого устойчивой характеристикой является стремление к успеху, становится таким не за один день. Стремление к успеху или безынициативность – результат воспитания. Механизм формирования таких противоположных качеств показан в концепции “обученной беспомощности”, предложенной известным американским психологом М. Селигманом.

  • Ссылка на основную публикацию