Скульптурный пластилин для моделирования и изготовления фигурок – описание и как правильно выбрать

Что такое скульптурный пластилин и как его выбрать?

Скульптурный пластилин пользуется широким спросом среди профессионалов и любителей. Его часто используют студенты факультетов скульптуры или ученики художественных школ на учебных занятиях. Пластические свойства этого пластилина дают большие возможности для творчества, самовыражения.

Дети могут открыть в себе талант к лепке и пробовать свои способности, упражняясь с этим пластилином, а взрослые с удовольствием совершенствуют навыки работы по созданию скульптуры. Материал незаменим в процессе обучения и тренировки на соответствующих факультетах.

Чем отличается от обычного?

Скульптурный пластилин отличается от обычного, в первую очередь, тем, что его пластические свойства выше. Цвета схожи с природными оттенками. Можно, например, слепить из него маску, по цвету схожую с естественным оттенком кожи, или фруктовые и овощные плоды. Результат будет выглядеть довольно реалистично.

Руки скульптора неплохо разогревают пластилин, он становится податливым, мягким, что позволяет прорабатывать даже самые мелкие детали.

Выпускается скульптурный пластилин брикетами: мягкий и более твердый.

Особенности

Структуру скульптурного пластилина составляют пчелиный воск, разные наполнители, в роли которых обыкновенно выступают сера, сухая глина, тальк. Добавляются пластификаторы, а чтобы придать мягкости используются технический вазелин или растительное масло. Этот пластилин имеет естественные природные цвета, но его можно красить какими угодно красками.

Выбирая скульптурный пластилин, следует обратить внимание на некоторые его свойства:

  • Он должен быть эластичным, податливым. Нужно, чтобы мягкость и твёрдость были в правильном соотношении.
  • При нагреве он должен становиться очень пластичным, практически таять.

  • Не должен оставлять после себя размазанных следов. Может легко раскатываться на твёрдой плоскости или в руках.
  • Пятна смыть не составляет труда. Специальными средствами выводить не нужно, достаточно воды и мыла.
  • После того как пластилину придали форму какой-то фигуры, он не застывает, не крошится, эластичность не пропадает.

Из скульптурного пластилина хорошо получаются модели небольшого формата: маленькие бюстики, статуэтки, мультипликационные герои, животные, овощи и фрукты и т. д.

Для эксплуатации этого пластилина потребуется особый инвентарь: пластиковые доски, маленькие ножички для резки (стеки), разные формочки, металлическая проволока для каркаса (необходима внутренняя поддержка). Медная не подойдёт. Некоторые вещества в составе пластилина могут разрушить её.

Перед началом работы с этим пластилином его необходимо нагреть с помощью воды или специальных приборов. Можно разогреть весь брикет и держать его горячим и мягким в продолжение всего процесса, а можно нагревать небольшими кусочками, которые понадобятся для работы в данный момент времени (для одной модели нагрели один кусочек, для другой – следующий и т. д. ).

Перегретый пластилин теряет пластические свойства. Если несколько раз нагревать одну и ту же массу, компоненты, придающие мягкость и эластичность, постепенно испаряются. Масса становится твёрдой и хрупкой, а такой пластилин не пригоден для работы. Однако можно восстановить нужные свойства. Для этого материал переплавляется, и в жидкую массу добавляются вещества для повышения эластичности.

Чтобы сделать модель более реалистичной, нужно выполнять детали симметрично. Для этого необходимо найти ось симметрии. Также следует определить центр композиции и взять его за основу. В фигурке человека, например, это будет лицо. Эту часть необходимо выполнить максимально приближенно к исходнику.

Скульптурный пластилин выпускается двух типов: мягкий и более твёрдый:

  • Первый подойдёт для начинающих любителей лепки. Его можно использовать для моделирования несложных фигур. Продаётся в любом магазине для детского творчества, соответственно может применяться для развития мелкой моторики рук детей. Его использование будет развивать творческие способности ребенка, стимулировать воображение. Лепить можно сначала с картинок, фотографий, потом использовать модели, придуманные самостоятельно.
  • Более твёрдый тип пластилина больше подойдёт для профессиональных скульптур. Из него можно создавать миниатюры, рабочие макеты экстерьера сооружений, медали, наработки, образцы больших итоговых скульптур. Он может выступить в качестве формовочной моделирующей массы для изготовки гипсовых элементов под роспись потолков. Его структурный состав позволяет работать с мелкими элементами моделей.

Попробовать может и взрослый, неожиданно решивший, что лепка – это дело всей его жизни. Начинать никогда не поздно, а разные производители помогут.

Перед началом работы пластилин любого типа обязательно нужно разогреть. Для этого можно использовать тёплую воду (температура не выше восьмидесяти градусов, иначе масса потеряет пластические свойства) или строительный фен. От брикета стеком отрезается кусочек необходимого размера для изготовления фигуры (больше отрезать не стоит). Используйте дощечку из пластика для работы.

Можно не беспокоиться о том, что бесформенная масса, если её долго не трогать, вдруг станет отвердевающей пастой. Под воздействием высокой температуры скульптурный пластилин смягчается, становится эластичнее. Чтобы он стал чуть податливее, достаточно будет тепла рук мастера.

Цвета

Цветовая палитра скульптурного пластилина не выделяется разнообразием. Он выпускается брикетами белого, телесного, серого, оливкового, чёрного цветов:

  • Белый цвет подойдёт для изготовления профессиональных изделий. Они будут схожи с гипсовыми по внешнему виду. Можно использовать для создания макетов и эскизов. Белый цвет также хорош тем, что модель можно окрасить в любой подходящий цвет. Следовательно, можно смело делать из белого скульптурного пластилина фигурки, которые должны быть разноцветными.

Это очень хорошо для детей. Сначала ребёнок вылепит модель, потом окрасит в нужный цвет. Развивается мелкомоторная функция, воображение, интеллект.

  • Телесный – естественный цвет. Отлично подходит классической лепке. Из пластилина телесного цвета можно лепить маски, бюсты, фигурки людей.
  • Серому, оливковому и чёрному оттенкам также можно найти соответствующее применение. Или же окрасить изделие в нужный цвет.

В любом случае скульптурный пластилин чаще всего используется для создания образцов или как учебный материал. И цвет часто не важен, важна форма изделия, мелкие детали.

Как сделать своими руками?

Для того чтобы изготовить скульптурный пластилин необходимо для начала расплавить воск. Сухая промолотая глина или сера добавляется в воск, сюда же добавляется сухой краситель, и вся масса хорошо размешивается. Затем всё это разливается небольшим слоем на толстую плёнку. Даётся время остыть. Холодную пасту измельчают, например, в мясорубке.

Полученную смесь плавят, добавляют для придания пластичности технический вазелин или масло, для твёрдости примешивают тальк или муку. Всё старательно размешивается, выливается и остывает.

Такой пластилин можно изготовить и дома. Для этого есть несколько способов:

  • Берём муку (два стакана) и соль «Экстра» (три четверти стакана). Соединяем, мешаем. Добавляем пищевой пигмент. Далее, в сухую смесь нужно добавить стакан воды и мешать, пока полностью не растворится соль. Потом добавляем одну столовую ложку крахмала и следом ложку ПВА и растительного масла. Получившееся месиво мешаем примерно 20 минут. Готовый пластилин лучше поместить в упаковку, куда не проникнут газы, жидкости, пары и держать в холодильнике. Обратите внимание, что пластилин, приготовленный по этой рецептуре, хранится недолго, высыхая через несколько дней.

  • Вскипятить полстакана воды. В кипящую жидкость добавлять, постепенно помешивая, стакан муки. Насыпать соль «Экстра» (50 г), краситель, добавить ложку растительного масла. Помешивать. 20 минут держать смесь на слабом огне, пока не загустеет. При необходимости можно добавить ещё муки. Готовый продукт нужно переложить в небольшую ёмкость, хранить в холодном сухом месте. Не расстраивайтесь, если нужная консистенция не получается сразу. Это в порядке вещей для данного способа приготовления.

Многократно использовать один и тот же кусочек такого пластилина не получится. Можно сделать лишь одну модель.

  • Берем те же продукты, что и в предшествующем рецепте. Засыпаем, заливаем их в ёмкость, подходящую для СВЧ-печи, перемешиваем, пока не получится однородная масса. Закрываем сверху плёнкой или крышкой и помещаем в микроволновую печь. Ставим на среднюю мощность, устанавливаем время 5 минут и включаем. Далее, вынимаем ёмкость и остужаем. Перемешиваем смесь до однородной массы. Этот пластилин также нужно герметично упаковать. Хранить в холодильнике не дольше месяца.

Следует отметить, что при собственном приготовлении продукта вы будете точно уверены в натуральности, нетоксичности веществ, сможете сами придать нужный оттенок (бледный или насыщенный). Все ингредиенты находятся в открытом доступе и стоят недорого.

Популярные производители

Российские производители предоставляют на выбор покупателей хороший качественный и недорогой материал. Можно выделить несколько наиболее популярных компаний.

«Гамма»

Эта компания выпускает как детский пластилин, так и пластилин для профессиональных скульпторов. Продукт пользуется спросом среди учащихся художественных школ и студентов специальных факультетов. Он отлично подходит для обучения, создания пробных моделей, к тому же его можно использовать многократно, так как до конца он не высыхает и не затвердевает. Состоит пластилин из воскообразной массы, минеральных пигментов и различных наполнителей. Не содержит серу. Мягкий, обладает высокой эластичностью, в руках как начинающего, так и опытного скульптора принимает любую форму.

Как правило, этот пластилин хорошо использовать для чёткой проработки форм и линий, для изготовления мелких предметов, миниатюрных композиций, декоративных изделий. Хорош тем, что не размазывается, оставляя одежду чистой, не прилипает к рукам и рабочему инвентарю. Свойства, необходимые для работы, со временем не меняются, поэтому прослужит такой материал очень долго, возможно, несколько лет.

Отлично подойдёт детям, так как не содержит вредных веществ. Выпускается брикетами массой в 1000 г. Компания совершенствует материал, расширяет цветовую палитру, старается предоставить потребителю широкий ассортиментов видов.

Ещё одна известная фирма-производитель – «Луч». Состав пластилина этой фабрики такой же, как и у компании «Гамма». Цветовой спектр – серый и телесный. Срок годности также не ограничен, но со свежим материалом работать удобнее. Выпускается брусками по 300 г.

«Глобус»

Компания выпускает мягкий скульптурный пластилин серого, оливкового, телесного, терракотового цвета. Вес бруска – 500 г. Рекомендуемый возраст для работы – от трёх лет. Обладает устойчивостью к перепадам температуры, хорошо держит форму готовых изделий.

Отзывы

Отзывы о материалах разной марки не сильно разнятся. В основном мнения покупателей сходятся в вопросе пластичности и цвета.

Некоторые покупатели отмечают, что скульптурный пластилин просто необходим на этапе обучения скульптуре. Он отлично подходит для изготовления пробных изделий, макетов, образцов. Но готовые фигуры недолговечны. На поверхность скульптуры будет садиться пыль, а сама она может со временем деформироваться.

Другие покупатели отмечают твердость и устойчивую форму своих изделий. Этот факт во многом зависит от пометки на упаковке с материалом: М – мягкий, ТМ – твёрдо-мягкий, Т – твёрдый.

Начинающим рекомендуется использовать пластилин с пометками М и ТМ. Он более податлив и прост в обращении.

Все отзывы указывают на твёрдость пластилина перед началом работы. Он практически не мнётся. Но стоит его нагреть, и процесс идёт как по маслу: разминается легко, без усилий, работать приятно.

Все отмечают бедность цветовой гаммы. Цвета покупателей не радует, в некоторых отзывах даже говорится о том, что телесный пластилин на телесный совсем не похож. Хорошо, что материал можно покрасить в желаемый цвет.

Потребители говорят также о сроке годности. На упаковке указывается, что он не ограничен. Но покупатели рекомендуют использовать свежий материал, поскольку он более податливый, пластичный. Старый пластилин, к примеру, годичной давности, придётся долго нагревать для работы. Но качества, в общем-то, сохраняются.

Цена для всех приемлемая, невысокая. Отмечается доступность материала, можно приобрести его как в магазине канцтоваров, так и заказать онлайн. В целом отзывы о скульптурном пластилине положительные. Всё, на что он способен, волне удовлетворяет покупателей.

В следующем видео вас ждет урок по формовке пластилиновой скульптуры.


Материалы для лепки и скульптуры – как выбрать? Сравнение

В нашем интернет магазине LassoSpb.ru есть различные материалы для лепки : пластилины, эпоксидные пластики, полимерная глина и воск. В этой статье я проведу небольшое сравнение, которое надеюсь, поможет Вам определиться с выбором

Условно я разделю материалы на материалы для мастер модели (эталона), и материалы, которые можно использовать как для мастер модели, так и для готового изделия.

Пластилин – используется для создания скульптур c разной степенью детализации. Позволяет снимать форму силиконовыми и полиуретановыми резинами, гипсом

  • Пластилины скульптурные серосодержащие (оливковый, Луч и тд) недорогие, доступные во многих магазинах.
  • Пластилины скульптурные безсульфидные (Chavant NSP, MonuMelt) – переплавляемые более твердые профессиональные материалы
  • Пластилины для фрезеровки – Chavant NSP Hard, AutoStyle Hard, Y2Klay – не налипают на фрезу благодаря более высокой температуре плавления

Эпоксидные пластики для лепки – используются для создания высокодеталированных военных игровых миниатюр, таких как Вархаммер. Отверждаются при комнатной температуре. Подходят для механической обработки, окрашиваются по поверхности

Самые известные (мне:) это GreenStuff (“зеленка”), Milliput, и остальные подобные пластики с приставкой Epoxy

Глина – скульптурная, вакууммированная или в порошке для простых изделий. Высокой деталировки от этого материала не ждем. Из больших плюсов – низкая цена, доступность. На мой взгляд, достаточно экологичный вариант для домашнего творчества, подойдет для детей.
Отвержается на воздухе. Может быть окрашена или покрыта лаком
Выпускается как отечественными производителями, так и зарубежными – Koh-I-Noor, Staedtler, Jovi и тд

Есть профессиональная глина, но она недоступна в России, например WED (Walter E. Disney) Clay

Холодный фарфор – для создания цветочных композиций.

  • Холодный фарфор он же самоотверждаемая полимерная глина, например Darwi “Porcelaine”
  • Холодный фарфор самодельный – из крахмала, ПВА и тд, в интернете много рецептов

Термопластичный пластик в гранулах – размягчается в горячей воде, отверждается на воздухе.

Окрашивается в массе. Из плюсов – многоразовый. Из минусов – низкая деталировка, можно обжечься горячим материалом.

Самый экологичный вариант – соленое тесто для домашнего творчества, подойдет для детей.

Из плюсов – низкая цена, изделия окрашиваются по поверхности

Скульптурный пластилин

Пластилин, точнее состав, похожий на пластилин, впервые упоминается в XVI в. у Джордже Вазари в « Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». По широте применения в скульптуре пластилин занимает второе место после глины. Его пластические свойства несколько отличаются от глины, что дает скульптору дополнительные возможности для самовыражения. Физические свойства, его твердость, плотность, цвет, задаются пластилину один раз – при изготовлении. Лишь во время работы он становится чуть мягче от тепла рук скульптора. В силу того что пластилин – более жесткий материал, чем глина, он применяется для выполнения небольшой станковой скульптуры: миниатюр, медалей, жанровых композиций, масштабных эскизов больших скульптур, рабочих макетов скульптурно – архитектурных композиций, формовочной лепнины для изготовления небольших гипсовых деталей под роспись потолков. От глины пластилин отличается тем, что не сохнет, сохраняя пластичность и плотность. Поэтому он находит применение там, где требуется тонкая и четкая моделировка формы. Некоторые скульпторы используют пластилин и в крупных работах, в основном для лепки тонких деталей, которые в глине быстро сохнут. Но для этого пластилин подвергается дополнительной переработке. Он переваривается, т.е. расплавляется до жидкого состояния, в него добавляются пластификатор и цветовой пигмент, чтобы пластилин попал в цвет и среднюю мягкость глины, из которой сделана вся скульптура.

Пластилин состоит из пчелиного воска, всевозможных наполнителей и пластификаторов. Вместо пчелиного воска нередко используют горный воск – озокерит. В качестве наполнителей применяются порошки сухой глины, серы, тальк. В XIX в. пластилин изготавливали из воска и канифоли (на 1 кг воска 0,5 кг канифоли), расплавленных в оливковом масле. От количества масла зависела его мягкость. Для цвета добавляли необходимые пигменты. Позже были разработаны и другие рецепты из более доступных компонентов. Например, восково – глиняный, восково – серный, озокерито – каолиновый.

Способ приготовления всех пластилинов в принципе одинаков. В расплавленный воск или озокерит добавляют тонко промолотую глину или серу и порошковый пигмент и все тщательно перемешивают. Полученную массу выливают тонким слоем на мокрую мешковину или толстую полиэтиленовую пленку и остужают. Остывшую массу пропускают через мясорубку, чтобы размельчить осевшие в расплаве комочки непромешанной глины и пигмента. Следующий этап – придание необходимых пластических свойств. Полученный состав расплавляют, для мягкости добавляют машинное масло или технический вазелин, для твердости – картофельную муку или тальк. Тщательно перемешанную смесь выливают (см. выше), остужают и пробуют на мягкость, плотность, податливость.

Во всех случаях соотношения компонентов при приготовлении пластилина зависят от конкретных требований, предъявляемых скульптором к его пластическим свойствам.

Помимо описанных составов пластилина, который приготавливают сами скульпторы, этот материал до недавнего времени выпускался Подольским комбинатом Художественного фонда и заводом художественных красок в Санкт – Петербурге.

На сегодняшний день наиболее пригодными для скульптурных работ считаются пластилины, выпускаемые ОАО «Гамма» и АОЗТ «Ленстройкерамика».

Многие начинающие скульпторы, чтобы облегчить работу с пластилином, сначала разогревают его в горячей воде или кладут на горячие нагревательные приборы. И в течение всего сеанса держат запас горячего, очень мягкого пластилина. Конечно, с горячим пластилином работать намного легче. По пластическим свойствам он приближается к глине и позволяет лепить большими массами. Но такой длительный нагрев отрицательно влияет на пластификаторы, входящие в его состав. При многократном длительном нагревании, компоненты, «отвечающие» за мягкость, постепенно улетучиваются. С каждым разом пластилин становится тверже и жестче, а потом ломким, непригодным для работы. Чтобы восстановить его пластические свойства, приходится переплавлять его и добавлять пластификаторы. Пластилин, так же как и глина, аморфный материал, и чтобы скульптура сохраняла свою форму, нужен каркас, при изготовлении которого следует учитывать особенности химического состава пластилина. Жирные кислоты, содержащиеся в его компонентах, разрушают медь и сплавы на медной основе. Поэтому не рекомендуется использовать медную или латунную проволоку. Для этой цели рекомендуется алюминиевая или отожженная железная проволока.

Тестирование пластилина

По просьбе издательского дома «Гамма», редакций журналов «Художественный Совет» и «Деко» студентами 2 – го курса факультета скульптуры МГАХИ им. В. И. Сурикова (мастерская профессора А.И. Рукавишникова), учебным мастером – форматором факультета скульптуры М.В. Медведевым и мной, автором этих строк, были проведены сравнительные испытания скульптурного пластилина отечественных фирм – производителей В качестве испытуемых образцов были взяты:

1) Пластилин скульптурный АОЗТ «Ленстройкерамика»;

2) Пластилин скульптурный оливковый ОАО «Гамма»;

3) Настоящий скульптурный пластилин ЗАО «НПП «ПОЛИОНП».

По регламенту тестирования, каждому из 10 студентов, согласившихся участвовать в испытаниях, было выдано равное количество пластилина перечисленных сортов и поставлена задача в течение месяца лепить курсовые задания (эскизы композиций, этюды, медали). Учащиеся должны были определить, какой пластилин по своим пластическим и физическим качествам лучше подходит для тех или иных видов скульптурных работ и технике лепки.

Результаты тестирования (этюды, эскизы, композиции, плакетки, медали) были показаны на экзаменационном просмотре и получили положительные оценки профессорско – преподавательского состава факультета скульптуры. Помимо этого с каждым студентом, принимавшим участие в испытаниях, проводилась индивидуальная беседа с целью выявить плюсы и минусы каждого материала. Студентам нужно было дать оценку каждому виду пластилина по следующим позициям: пластичность – возможность лепить как можно большими объемами; твердость – рабочее, теплое состояние при разминании руками; клейкость – способность кусков с различной температурой склеиваться между собой; липкость (к рукам и инструментам); цвет, фотогеничность; запах; сохранность формы; сальность – вытапливаемость пластификаторов на поверхности при длительном хранении; для каких видов скульптурных работ подходит. М.В. Медведевым проведен ряд технических испытаний по реакции пластилинов на различные химические соединения, применяемые при формовке скульптуры. Это реакция на различные лаки и смазки, кремнийорганические соединения, резкий перепад температур (замораживание и оттаивание) при формовке скульптуры способом клеевой формы.

Получены следующие результаты.

«Пластилин скульптурный» производства АОЗТ «Ленстройкерамика»

Упаковка – прямоугольный брикет весом 1 кг. Цвет серый. По мнению 8 из 10 опрошенных, этот пластилин средней пластичности, ближе к мягкому. При дополнительном подогреве позволяет лепить большими массами. Возможна «живописная» лепка мазками, почти как из глины. В рабочем состоянии хорошо мнется руками, хотя иногда (в трех случаях из 10) требовался начальный подогрев, особенно при распечатывании нового брикета. Он в основном хорошо приклеивается к холодному пластилину, лишь дважды вновь наложенный кусок отлипал от скульптуры, когда он сдергивался стекой – петлей при выравнивании поверхности. К рукам и инструментам практически не прилипал (9 случаев из 10), это случалось только при искусственном перегреве. В начале работы холодной металлической стекой – петлей по холодному пластилину оставались белесые следы: пластилин задирался, но стоило стеке согреться от тепла руки, и фактура полностью соответствовала задуманной. Пластилин приятного ровного серого цвета. При смешивании кусков из разных брикетов и даже брикетов из разных партий цветовых различий не обнаружено. Скульптура получается ровного цвета со светотенями одинаковой силы. Это очень важно при фотосъемке эскизов и проектов будущих скульптурных произведений, когда фотографии эскизов представляются на суд непрофессионалам.

При вскрытии нового брикета появляется легкий запах канифоли, но в процессе работы он практически исчезал или к нему привыкали. Во всяком случае, ни у кого из студентов жалоб из – за этого пластилина не было.

Пластилин хорошо сохранял форму при комнатной температуре (18 – 22°С). В условиях длительного повышения температуры до 30°С (когда студенты оставляли свои эскизы на полке в мастерской на все лето) на поверхности выступала тонкая глянцевая пленка пластификаторов. Скульптуры, сделанные без каркаса, оседали и оплывали. Это не мешало пустить высаленный пластилин в дальнейшую работу. Его нужно подогревать и хорошо перемешивать.

Особое внимание надо уделить подготовке скульптуры из этого пластилина к формовке. Поверхность хорошо держит нанесение спиртового шеллака в несколько слоев. При этом происходит упрочнение, цементация поверхности пластилина. В то же время нитролаки слегка растворяют его поверхность. Это касается и смазок. Лучше использовать мыльно – масляную смазку, так как керосиностеариновая растворяет поверхность. Такие предосторожности необходимы при изготовлении клеевой формы. Требуется также дополнительная фиксация поверхности скульптуры, так как желатиновый клей заливается в кожух при температуре около 50°С. Скульптура перед заливкой клея замораживается в холодильнике или зимой на улице. После такого термоудара пластилин становится ломким. Это нужно учитывать при снятии остывшего клеевого слоя с модели. С этого пластилина снимать клеевую форму не рекомендуется. Пластилин абсолютно нейтрален к кремнийорганическим соединениям. Виксинты и формовочные компаунды можно использовать без смазки по чистому пластилину. Также без лака и смазки можно снимать и гипсовую кусковую форму. Данный пластилин пригоден для любых видов скульптурных работ, кроме медальерных и миниатюрно – ювелирных, где нужны филигранная точность и четкость линий и форм. Для таких работ он недостаточно тверд.

По результатам проведенных испытаний этот пластилин оценен на твердую «четверку».

«Пластилин скульптурный оливковый», выпускаемый ОАО «Гамма»

Упаковка – прямоугольный брикет весом 1 кг. Цвет оливковый разных оттенков.

По мнению 9 опрошенных из 10, пластилин средней пластичности, ближе к твердому. Но твердость у всех брикетов разная. При дополнительном подогреве позволяет лепить большими массами. В горячем виде возможна «живописная» лепка мазками, почти как из глины. В рабочем состоянии мнется руками, хотя в б случаях из 10 потребовался начальный подогрев, особенно при распечатывании нового брикета. Холодный пластилин с трудом режется ножом. Приклеивается к холодному пластилину, но вновь наносимый слой нужно вмазывать в предыдущий. После такой подготовки сдергивания практически не происходило, за исключением двух случаев. Пластилин прилипал к рукам и инструментам только при искусственном перегреве, когда нужно было быстро проложить большие массы материала.

При работе стеками задиров и белесых следов не возникало. Цвет подавляющему большинству студентов не понравился (9 из 10), тем более что каждый брикет имеет свой оттенок. Перед работой приходится подбирать брикеты по цвету или переплавлять разноцветные, чтобы получить единый цвет всего пластилина, иначе скульптура становится пятнисто – полосатой, а при ее фотосъемке получается брак. Пожелание производителю – приблизить цвет к цвету скульптурной глины. Во время работы пластилин источал смесь запахов скипидара и машинного масла. У одного студента этот аромат вызвал аллергическую реакцию.

Пластилин прекрасно сохраняет форму как при комнатной температуре, так и в летнюю жару (30 – 35°С). Появления пластификаторов не наблюдалось, оплывания форм и осадки – тоже.

При формовочных работах можно использовать спиртовые и нитролаки, а из смазок все, кроме керосиностеариновой. Перед снятием клеевой формы скульптуру из этого пластилина рекомендуется охладить. Пластилин абсолютно нейтрален к кремнийорганическим соединениям. Виксинты и формовочные компаунды на основе силикона можно использовать без смазки по чистому пластилину. Также без лака и смазки можно снимать и гипсовую кусковую форму. Данный пластилин универсален, но в каждом виде работ нужен свой подход к этому материалу. При «сочной» живописной лепке его надо нагревать в горячей воде, а при лепке миниатюры, чтобы добиться тонкой детализации и проработки формы, охлаждать. Если бы не отдельные недостатки, такие как разница цвета и твердости брикетов в одной коробке, этому пластилину можно было бы поставить оценку «отлично» (5 из 10 опрошенных), а так только «хорошо».

«Настоящий скульптурный пластилин» производства ЗАО «НПП «ПОЛИОНП»

Удобная упаковка: пластилин нарезан на пластины по 200 г и уложен в блоки по 2 и 4 пластины, блоки по 400 и 800 г, цвет черный. Пластилин мягкий. Легко мнется руками. Поэтому им можно работать, как с глиной. Он не требовал предварительного подогрева в 7 случаях из 10). Отдельные куски хорошо слепливаются в монолит. Отрыва кусков не наблюдалось. Пластилин пригоден для лепки руками. Пластилиновая масса темно – серого цвета. Разницы оттенков в разных брикетах не обнаружено. Темный цвет доставляет некоторое неудобство: не видно игры светотени на скульптуре. При ярком освещении появляются блики, ломающие форму и затрудняющие фотосъемку.

Запах нареканий не вызывал, 8 студентов отметили: «Пахнет, но ненавязчиво».

Пластилин хорошо держит форму.

При снятии форм с этого пластилина желательно использовать спиртовой шеллак и мыльно – масляную смазку. Клеевую форму делать не рекомендуется из – за слишком высокой для этого пластилина температуры клея. С силиконами и полимерными формовочными смесями в реакцию не вступает. По чистому пластилину можно снимать и гипсовую форму. По общему мнению испытателей, этот пластилин предназначен для лепки в сочной, живописной манере, где движение мазка по форме имеет основное значение. Пластилин заслуживает твердую оценку «хорошо».

Ни один из тестируемых материалов не получил высшей оценки, не потому, что испытатели были очень придирчивыми или жесткими, а потому, что у каждого пластилина есть свои недостатки. Скульптору во время работы с этими материалами приходится думать не о том, что он хочет выразить, а о том, как приспособиться к материалу, что нужно с ним сделать, чтобы он стал послушным. В идеале скульптор должен брать пластилин и работать, творить, а материал – безропотно подчиняться руке или инструменту. Складывается такое впечатление, что ни один из производителей не интересовался у потребителей, какой пластилин и с какими свойствами им нужен. В течение почти 10 лет я являюсь руководителем лаборатории техники и технологии скульптурных материалов, и это первое обращение к нам с просьбой о тестировании материалов. Надеюсь, что критические замечания и нелестные отзывы, высказанные в этой статье, помогут фирмам – производителям улучшить качество выпускаемых ими материалов.

Скульптурный пластилин – как работать с материалом, отличия от обычного, обзор по производителям и цене

Прекрасным материалом для создания фигур и бюстов является пластилин для лепки скульптур. Он подойдет для профессионалов и начинающих любителей. С ним легко обращаться, при этом поделки получаются реалистичными из-за натуральной, природной цветовой гаммы. Благодаря эластичности и податливости материала можно легко создавать из него фигуры, для этого только нужно слегка размять брусок.

Что такое скульптурный пластилин

Профессионалы, создающие скульптуры для себя или в коммерческих целях, используют для работы разные материалы. Самой ходовой считается специальная глина, но мастера применяют и пластилин для скульптур. Этот материал используется и в художественных школах, есть даже специальные кружки, например, лепка из скульптурного пластилина для начинающих.

Чем отличается от обычного

Скульптурный пластилин отличается от обычного тем, что он очень пластичный. Этот материал представлен множеством цветов, которые приближены к натуральным оттенкам. Школьный вариант этого вещества приходится некоторое время растирать в руках, чтобы добиться мягкости и получить возможность вылепить какую-нибудь фигуру. Профессиональный же быстро разогревается от тепла рук, без дополнительных усилий. Благодаря податливости материала, из него можно вылепить даже маленькие предметы с множеством микроэлементов.

Как работать со скульптурным пластилином

Техника лепки из пластилина для скульптурных работ схожа с той, которая используется в детских садах и школах. Есть небольшие отличия в дополнительных используемых инструментах. Процесс лепки состоит из следующих этапов:

Создать эскиз будущего изделия.

  • Отмерить нужное количество материала и отрезать от большого куска.
  • Чтобы лучше размягчить кусок пластины, можно положить его в горячую воду или к другому источнику тепла. Затем размять руками, делая мягким и податливым.
  • Начать создавать форму будущей скульптуры из пластилина.
  • Взять дополнительные инструменты, чтобы создать более реалистичную модель, выделить детали. Для этого могут использоваться, например: разного размера и формы стеки, проволока, вазелин, подогретая вода.
  • Чтобы большая поделка не разваливалась и не меняла форму, специалисты используют технический прием: вставляют в изделие каркас из металлической проволоки. Медь использовать нельзя, потому что элементы, которые есть в составе пластилина, вступают с ней в реакцию. Вреда человеку это не принесет, но качество поделки ухудшится.
  • Перед использованием инструментов их нужно смочить в воде, чтобы пластилин не налипал. Руки тоже необходимо периодически увлажнять.
  • Мягкие сорта часто используются для больших поделочных изделий, а твердые – для миниатюр.
  • Что можно сделать из скульптурного пластилина

    Лепить из скульптурного пластилина можно практически все: от разных видов животных, человеческого лица до любой миниатюры с мелкими деталями. Например, можно сделать маску для лица на карнавал, при этом дать волю фантазии и создать что-то яркое и необычное. Для этих целей при создании изделий компонуются разные цвета. Часто такой материал используют для изготовления натюрмортов из овощей или фруктов. Хорошо получаются небольшие фигурки животных или предметов быта.

    Существует два основных сорта вещества: мягкий и твердый. Первый вариант не потребует дополнительных усилий при работе, а твердый придется разогревать дольше, но фигуры из него будут лучше сохранять форму. Выпускается пластилин для лепки разных изделий бруском, вес которого составляет 300, 500 или 1000 г. Чтобы купить товар дешево, можно заказать его по акции в интернет-магазине. В Москве и Санкт-Петербурге есть множество мест, где продажа осуществляется дистанционно, часто бывают скидки или распродажи, предлагается доставка по почте или курьером.

    Гамма увлечений

    Недорогой и качественный материал предлагает фирма «Гамма увлечений». Из него можно делать любые поделки. Мягкий сорт материала позволяет без лишних усилий приступить к моделированию предметов:

    название модели: Гамма увлечений, мягкий;

  • цена: 110 рублей;
  • характеристики: в упаковке – 500 г; производство – Россия; тип – мягкий; цвет – серый;
  • плюсы: не липнет к рукам и инструментам, не окрашивает руки, не имеет запаха, устойчив к перепадам температуры; скульптура хорошо держит форму;
  • минусы: легко повредить полученную фигурку, потому что масса не застывает до конца.
  • Готовые изделия из твердого сорта материала получаются крепкими, почти не повреждаются впоследствии. На таком веществе легко вычерчивать мелкие детали, работать с помощью стеков. Его рекомендуют неопытным скульпторам, которые только начинают создавать первые творения:

    название модели: Гамма увлечений, твердый;

  • цена: 105 рублей;
  • характеристики: в упаковке – 500 г; производство – Россия; тип – твердый; цвет – серый;
  • плюсы: не прилипает к рукам и инструментам; не окрашивает руки; не имеет запаха; устойчив к перепадам температуры; скульптура хорошо держит форму;
  • минусы: нужно разогреть заранее, чтобы было удобно создавать изделия; работа занимает более длительное время по сравнению с мягким сортом того же производителя.
  • Пластилин для скульптурного моделирования «Луч» предлагается в двух вариантах: твердый и мягкий. Оба вида есть в нескольких цветовых решениях, каждый оттенок приближен к естественным тонам. Работать с таким материалом непросто из-за излишней мягкости, легко случайно нажать и повредить полученную форму:

    название модели: Луч de luxe, мягкий;

  • цена: 115 рублей;
  • характеристики: в упаковке – 500 г; производство – Россия; тип – мягкий; цвет – телесный;
  • плюсы: неограниченный срок годности; не прилипает к рукам, одежде и инструментам; долго не застывает, благодаря чему можно спустя много времени вносить изменения в созданную скульптуру;
  • минусы: легко повредить фигурку после завершения процесса; необходимо ждать некоторое время, чтобы изделие слегка остыло и затвердело, хотя до конца оно не засохнет.
  • Твердый вариант материала делает процесс лепки возможным в любой момент: нет опасения, что поделка будет испорчена. Работать с ним можно длительное время, потому что срок годности неограничен. Этот материал – один из самых качественных, хотя цена низкая:

    название модели: Луч de luxe, твердый;

  • цена: 73 рубля;
  • характеристики: в упаковке – 300 г; производство – Россия; тип – твердый; цвет – серый;
  • плюсы: подходит для создания картин, аппликаций; устойчив к перепадам температуры; не имеет запаха; не токсичен; без срока годности; не прилипает к рукам, одежде и инструментам;
  • минусы: твердый сорт необходимо дополнительно разогревать или руками, или с помощью подручных средств, чтобы иметь возможность полноценно с ним работать.
  • Greenwich Line

    Прекрасный материал для лепки и моделирования макетов будущей скульптуры – Greenwich Line. Мягкий сорт не липнет к рукам, по свойствам похож на глину, только не застывает до конца, поэтому из готового изделия можно позже смастерить что-то другое. Ознакомьтесь с характеристиками материала:

    название модели: Greenwich Line, мягкий;

  • цена: 82 рубля;
  • характеристики: в упаковке – 500 г; производство – Россия; тип – мягкий; цвет – оливковый;
  • плюсы: предназначен для лепки и моделирования; не прилипает к рукам; не имеет запаха; эластичный и пластичный в согретом виде; хорошо сохраняет форму;
  • минусы: не подходит для создания скульптур и бюстов.
  • Твердые сорта часто используются для создания аппликаций и картин. Такой материал хорошо держит форму после затвердевания. Он устойчив к перепадам температуры, поэтому в процессе лепки можно не бояться сквозняков и резкого похолодания. Остальные характеристики материала:

    название модели: Greenwich Line, твердый;

  • цена: 91 рубль;
  • характеристики: в упаковке – 500 г; производство – Россия; тип – твердый; цвет – терракотовый;
  • плюсы: подходит для картин и аппликаций; без запаха; не токсичен; не оставляет пятен; не прилипает к рукам;
  • минусы: не стоит из него делать макеты, потому что он не обладает такой гибкостью, как мягкий сорт того же производителя.
  • Гамма

    Пластилин «Лицей» производителя «Гамма» представляет собой элитный материал, что выражается в стоимости товара. Благодаря наличию в составе минеральных пигментов, материал экологически чистый и приятный в работе:

    название модели: Гамма «Лицей», мягкий;

  • цена: 169 рублей;
  • характеристики: в упаковке – 500 г; производство – Россия; тип – мягкий; цвет – телесный;
  • плюсы: похож по плотности на масло; в составе есть минеральные пигменты и наполнители; хорошо держит форму;
  • минусы: высокая цена.
  • Твердый сорт пластилина «Студия» этой же компании тоже является материалом высшего класса. У продукта нет срока годности, отсутствует неприятный запах, а форму поделки из скульптурного пластилина сохраняют хорошо:

    название модели: Гамма «Студия», твердый;

  • цена: 344 рубля;
  • характеристики: в упаковке – 1 кг; производство – Россия; тип – твердый; цвет – оливковый;
  • плюсы: не сохнет; сохраняет пластические свойства; хорошо держит форму, поэтому подходит для скульптурных миниатюр; устойчив к температурным изменениям; не оставляет пятен; не прилипает; имеет неограниченный срок годности;
  • минусы: высокая цена.
  • Глобус

    Чтобы сделать скульптуру или макет будущего изделия, лучше использовать мягкий сорт пластилина компании Глобус. Он недорогой, удобный в работе, легко поддается любым изменениям:

    название модели: Глобус, мягкий;

  • цена: 69 рублей;
  • характеристики: в упаковке – 500 г; производство – Россия; тип – мягкий; цвет – серый;
  • плюсы: высокие пластические свойства; имеет в составе воск; легко размягчается; подходит для создания скульптур и макетов; держит форму; устойчив к температурным изменениям; не оставляет пятен; не токсичен; не прилипает к рукам; низкая цена;
  • минусы: не обнаружены.
  • Из твердых сортов пластилина «Глобус» часто делают макеты для будущих больших скульптур или даже сами итоговые работы небольшого размера. Материал недорогой, качественный, обладает оптимальной эластичностью и пластичностью:

    название модели: Глобус, твердый;

  • цена: 74 рубля;
  • характеристики: в упаковке – 500 г; производство – Россия; тип – твердый; цвет – терракотовый;
  • плюсы: пластилин для моделирования пластичный; эластичный; быстро не застывает, поэтому все детали можно в любой момент исправить;
  • минусы: не обнаружены.
  • Как выбрать скульптурный пластилин

    Если вы раньше работали с глиной, то в отличие от нее, пластилин для лепки скульптур сохраняет пластические свойства, не сохнет. При выборе производителя и серии этого материала обратите внимание на следующие моменты:

    Товар должен быть средней пластичности, чтобы легко разогревался в руках.

  • Лучше брать вещество без запаха, хотя слабо и не едко оно может пахнуть. Часто встречается запах канифоли, к которому легко привыкнуть.
  • Цвет должен быть однородным. Часто встречается серый и другие естественные оттенки. Возможен вариант цветного модельного материала.
  • Отечественные марки дешевле, чем импортные, хотя по своим качествам они одинаковы. У зарубежного материала цветовая гамма шире за счет добавления красителей.
  • Твердые сорта подходят для ювелирных и медальерных работ, с их помощью легко сделать четкие линии, соблюсти точность деталей.
  • Мягкие сорта подойдут для создания небольших фигурок, статуэток, памятников.
  • Если вы уже купили товар и хотите убедиться, насколько он качественный, можете его дома проверить. Отметьте для себя, все ли нюансы из списка ниже у вас присутствуют:

    в составе на этикетке нет вредных синтетических добавок;

  • компоненты только растительного происхождения;
  • материал не крошится и не высыхает;
  • вещество быстро согревается в руках и становится эластичным;
  • после работы с материалом на поверхности не остается жирных пятен и пленки;
  • кусочки вещества с легкостью соединяются в один комок;
  • остатки материала легко смыть с рук с помощью теплой воды и мыла.
  • Видео

    Отзывы

    Анна, 23 года ” content=”Недавно я занялась созданием небольших статуэток. Мой учитель посоветовал начинать со специального пластилина для скульптур. С ним удобно работать: не засыхает, им легко управлять, вносить изменения. Мне понравилась продукция компании «Гамма удовольствий». Покупка по цене вышла недорого, но качество товара на высоте.”]

    Анатолий, 43 года Занимаюсь творчеством всю жизнь, недавно увлекся лепкой. На форуме вычитал, что скульптурный пластилин лучше подходит любителям, потому что до конца не застывает, можно вносить любые изменения, и я приобрел Greenwich Line. Сначала купил мягкий сорт, но мне показалось, что он слишком «растекается», поэтому сейчас пользуюсь только твердым.

    Николай, 16 лет Люблю лепку из пластилина, поэтому пошел на дополнительные занятия в художественную школу. Там я открыл для себя разные материалы: глину, скульптурный пластилин, гипс и другие. Мне больше нравится работать с глиной, потому что она мягкая, нежная, растекается. Хотя пластилин для скульптур тоже часто нужен: создаю макеты.

    Ангелина, 33 года Я скульптор, делаю на заказ памятники, бюсты и прочие вещи. Один из материалов, который использую в своих работах – пластилин для лепки скульптур. Вещество эластичное, но не подходит в качестве главного сырья для статуй. Готовые изделия до конца не застывают, поэтому возникает риск смять, испортить творение.

    Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

    Скульптурный пластилин

    Пластилин, точнее состав, похожий на пластилин, впервые упоминается в XVI в. у Джордже Вазари в « Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». По широте применения в скульптуре пластилин занимает второе место после глины. Его пластические свойства несколько отличаются от глины, что дает скульптору дополнительные возможности для самовыражения. Физические свойства, его твердость, плотность, цвет, задаются пластилину один раз – при изготовлении. Лишь во время работы он становится чуть мягче от тепла рук скульптора. В силу того что пластилин – более жесткий материал, чем глина, он применяется для выполнения небольшой станковой скульптуры: миниатюр, медалей, жанровых композиций, масштабных эскизов больших скульптур, рабочих макетов скульптурно – архитектурных композиций, формовочной лепнины для изготовления небольших гипсовых деталей под роспись потолков. От глины пластилин отличается тем, что не сохнет, сохраняя пластичность и плотность. Поэтому он находит применение там, где требуется тонкая и четкая моделировка формы. Некоторые скульпторы используют пластилин и в крупных работах, в основном для лепки тонких деталей, которые в глине быстро сохнут. Но для этого пластилин подвергается дополнительной переработке. Он переваривается, т.е. расплавляется до жидкого состояния, в него добавляются пластификатор и цветовой пигмент, чтобы пластилин попал в цвет и среднюю мягкость глины, из которой сделана вся скульптура.

    Пластилин состоит из пчелиного воска, всевозможных наполнителей и пластификаторов. Вместо пчелиного воска нередко используют горный воск – озокерит. В качестве наполнителей применяются порошки сухой глины, серы, тальк. В XIX в. пластилин изготавливали из воска и канифоли (на 1 кг воска 0,5 кг канифоли), расплавленных в оливковом масле. От количества масла зависела его мягкость. Для цвета добавляли необходимые пигменты. Позже были разработаны и другие рецепты из более доступных компонентов. Например, восково – глиняный, восково – серный, озокерито – каолиновый.

    Способ приготовления всех пластилинов в принципе одинаков. В расплавленный воск или озокерит добавляют тонко промолотую глину или серу и порошковый пигмент и все тщательно перемешивают. Полученную массу выливают тонким слоем на мокрую мешковину или толстую полиэтиленовую пленку и остужают. Остывшую массу пропускают через мясорубку, чтобы размельчить осевшие в расплаве комочки непромешанной глины и пигмента. Следующий этап – придание необходимых пластических свойств. Полученный состав расплавляют, для мягкости добавляют машинное масло или технический вазелин, для твердости – картофельную муку или тальк. Тщательно перемешанную смесь выливают (см. выше), остужают и пробуют на мягкость, плотность, податливость.

    Во всех случаях соотношения компонентов при приготовлении пластилина зависят от конкретных требований, предъявляемых скульптором к его пластическим свойствам.

    Помимо описанных составов пластилина, который приготавливают сами скульпторы, этот материал до недавнего времени выпускался Подольским комбинатом Художественного фонда и заводом художественных красок в Санкт – Петербурге.

    На сегодняшний день наиболее пригодными для скульптурных работ считаются пластилины, выпускаемые ОАО «Гамма» и АОЗТ «Ленстройкерамика».

    Многие начинающие скульпторы, чтобы облегчить работу с пластилином, сначала разогревают его в горячей воде или кладут на горячие нагревательные приборы. И в течение всего сеанса держат запас горячего, очень мягкого пластилина. Конечно, с горячим пластилином работать намного легче. По пластическим свойствам он приближается к глине и позволяет лепить большими массами. Но такой длительный нагрев отрицательно влияет на пластификаторы, входящие в его состав. При многократном длительном нагревании, компоненты, «отвечающие» за мягкость, постепенно улетучиваются. С каждым разом пластилин становится тверже и жестче, а потом ломким, непригодным для работы. Чтобы восстановить его пластические свойства, приходится переплавлять его и добавлять пластификаторы. Пластилин, так же как и глина, аморфный материал, и чтобы скульптура сохраняла свою форму, нужен каркас, при изготовлении которого следует учитывать особенности химического состава пластилина. Жирные кислоты, содержащиеся в его компонентах, разрушают медь и сплавы на медной основе. Поэтому не рекомендуется использовать медную или латунную проволоку. Для этой цели рекомендуется алюминиевая или отожженная железная проволока.

    Тестирование пластилина

    По просьбе издательского дома «Гамма», редакций журналов «Художественный Совет» и «Деко» студентами 2 – го курса факультета скульптуры МГАХИ им. В. И. Сурикова (мастерская профессора А.И. Рукавишникова), учебным мастером – форматором факультета скульптуры М.В. Медведевым и мной, автором этих строк, были проведены сравнительные испытания скульптурного пластилина отечественных фирм – производителей В качестве испытуемых образцов были взяты:

    1) Пластилин скульптурный АОЗТ «Ленстройкерамика»;

    2) Пластилин скульптурный оливковый ОАО «Гамма»;

    3) Настоящий скульптурный пластилин ЗАО «НПП «ПОЛИОНП».

    По регламенту тестирования, каждому из 10 студентов, согласившихся участвовать в испытаниях, было выдано равное количество пластилина перечисленных сортов и поставлена задача в течение месяца лепить курсовые задания (эскизы композиций, этюды, медали). Учащиеся должны были определить, какой пластилин по своим пластическим и физическим качествам лучше подходит для тех или иных видов скульптурных работ и технике лепки.

    Результаты тестирования (этюды, эскизы, композиции, плакетки, медали) были показаны на экзаменационном просмотре и получили положительные оценки профессорско – преподавательского состава факультета скульптуры. Помимо этого с каждым студентом, принимавшим участие в испытаниях, проводилась индивидуальная беседа с целью выявить плюсы и минусы каждого материала. Студентам нужно было дать оценку каждому виду пластилина по следующим позициям: пластичность – возможность лепить как можно большими объемами; твердость – рабочее, теплое состояние при разминании руками; клейкость – способность кусков с различной температурой склеиваться между собой; липкость (к рукам и инструментам); цвет, фотогеничность; запах; сохранность формы; сальность – вытапливаемость пластификаторов на поверхности при длительном хранении; для каких видов скульптурных работ подходит. М.В. Медведевым проведен ряд технических испытаний по реакции пластилинов на различные химические соединения, применяемые при формовке скульптуры. Это реакция на различные лаки и смазки, кремнийорганические соединения, резкий перепад температур (замораживание и оттаивание) при формовке скульптуры способом клеевой формы.

    Получены следующие результаты.

    «Пластилин скульптурный» производства АОЗТ «Ленстройкерамика»

    Упаковка – прямоугольный брикет весом 1 кг. Цвет серый. По мнению 8 из 10 опрошенных, этот пластилин средней пластичности, ближе к мягкому. При дополнительном подогреве позволяет лепить большими массами. Возможна «живописная» лепка мазками, почти как из глины. В рабочем состоянии хорошо мнется руками, хотя иногда (в трех случаях из 10) требовался начальный подогрев, особенно при распечатывании нового брикета. Он в основном хорошо приклеивается к холодному пластилину, лишь дважды вновь наложенный кусок отлипал от скульптуры, когда он сдергивался стекой – петлей при выравнивании поверхности. К рукам и инструментам практически не прилипал (9 случаев из 10), это случалось только при искусственном перегреве. В начале работы холодной металлической стекой – петлей по холодному пластилину оставались белесые следы: пластилин задирался, но стоило стеке согреться от тепла руки, и фактура полностью соответствовала задуманной. Пластилин приятного ровного серого цвета. При смешивании кусков из разных брикетов и даже брикетов из разных партий цветовых различий не обнаружено. Скульптура получается ровного цвета со светотенями одинаковой силы. Это очень важно при фотосъемке эскизов и проектов будущих скульптурных произведений, когда фотографии эскизов представляются на суд непрофессионалам.

    При вскрытии нового брикета появляется легкий запах канифоли, но в процессе работы он практически исчезал или к нему привыкали. Во всяком случае, ни у кого из студентов жалоб из – за этого пластилина не было.

    Пластилин хорошо сохранял форму при комнатной температуре (18 – 22°С). В условиях длительного повышения температуры до 30°С (когда студенты оставляли свои эскизы на полке в мастерской на все лето) на поверхности выступала тонкая глянцевая пленка пластификаторов. Скульптуры, сделанные без каркаса, оседали и оплывали. Это не мешало пустить высаленный пластилин в дальнейшую работу. Его нужно подогревать и хорошо перемешивать.

    Особое внимание надо уделить подготовке скульптуры из этого пластилина к формовке. Поверхность хорошо держит нанесение спиртового шеллака в несколько слоев. При этом происходит упрочнение, цементация поверхности пластилина. В то же время нитролаки слегка растворяют его поверхность. Это касается и смазок. Лучше использовать мыльно – масляную смазку, так как керосиностеариновая растворяет поверхность. Такие предосторожности необходимы при изготовлении клеевой формы. Требуется также дополнительная фиксация поверхности скульптуры, так как желатиновый клей заливается в кожух при температуре около 50°С. Скульптура перед заливкой клея замораживается в холодильнике или зимой на улице. После такого термоудара пластилин становится ломким. Это нужно учитывать при снятии остывшего клеевого слоя с модели. С этого пластилина снимать клеевую форму не рекомендуется. Пластилин абсолютно нейтрален к кремнийорганическим соединениям. Виксинты и формовочные компаунды можно использовать без смазки по чистому пластилину. Также без лака и смазки можно снимать и гипсовую кусковую форму. Данный пластилин пригоден для любых видов скульптурных работ, кроме медальерных и миниатюрно – ювелирных, где нужны филигранная точность и четкость линий и форм. Для таких работ он недостаточно тверд.

    По результатам проведенных испытаний этот пластилин оценен на твердую «четверку».

    «Пластилин скульптурный оливковый», выпускаемый ОАО «Гамма»

    Упаковка – прямоугольный брикет весом 1 кг. Цвет оливковый разных оттенков.

    По мнению 9 опрошенных из 10, пластилин средней пластичности, ближе к твердому. Но твердость у всех брикетов разная. При дополнительном подогреве позволяет лепить большими массами. В горячем виде возможна «живописная» лепка мазками, почти как из глины. В рабочем состоянии мнется руками, хотя в б случаях из 10 потребовался начальный подогрев, особенно при распечатывании нового брикета. Холодный пластилин с трудом режется ножом. Приклеивается к холодному пластилину, но вновь наносимый слой нужно вмазывать в предыдущий. После такой подготовки сдергивания практически не происходило, за исключением двух случаев. Пластилин прилипал к рукам и инструментам только при искусственном перегреве, когда нужно было быстро проложить большие массы материала.

    При работе стеками задиров и белесых следов не возникало. Цвет подавляющему большинству студентов не понравился (9 из 10), тем более что каждый брикет имеет свой оттенок. Перед работой приходится подбирать брикеты по цвету или переплавлять разноцветные, чтобы получить единый цвет всего пластилина, иначе скульптура становится пятнисто – полосатой, а при ее фотосъемке получается брак. Пожелание производителю – приблизить цвет к цвету скульптурной глины. Во время работы пластилин источал смесь запахов скипидара и машинного масла. У одного студента этот аромат вызвал аллергическую реакцию.

    Пластилин прекрасно сохраняет форму как при комнатной температуре, так и в летнюю жару (30 – 35°С). Появления пластификаторов не наблюдалось, оплывания форм и осадки – тоже.

    При формовочных работах можно использовать спиртовые и нитролаки, а из смазок все, кроме керосиностеариновой. Перед снятием клеевой формы скульптуру из этого пластилина рекомендуется охладить. Пластилин абсолютно нейтрален к кремнийорганическим соединениям. Виксинты и формовочные компаунды на основе силикона можно использовать без смазки по чистому пластилину. Также без лака и смазки можно снимать и гипсовую кусковую форму. Данный пластилин универсален, но в каждом виде работ нужен свой подход к этому материалу. При «сочной» живописной лепке его надо нагревать в горячей воде, а при лепке миниатюры, чтобы добиться тонкой детализации и проработки формы, охлаждать. Если бы не отдельные недостатки, такие как разница цвета и твердости брикетов в одной коробке, этому пластилину можно было бы поставить оценку «отлично» (5 из 10 опрошенных), а так только «хорошо».

    «Настоящий скульптурный пластилин» производства ЗАО «НПП «ПОЛИОНП»

    Удобная упаковка: пластилин нарезан на пластины по 200 г и уложен в блоки по 2 и 4 пластины, блоки по 400 и 800 г, цвет черный. Пластилин мягкий. Легко мнется руками. Поэтому им можно работать, как с глиной. Он не требовал предварительного подогрева в 7 случаях из 10). Отдельные куски хорошо слепливаются в монолит. Отрыва кусков не наблюдалось. Пластилин пригоден для лепки руками. Пластилиновая масса темно – серого цвета. Разницы оттенков в разных брикетах не обнаружено. Темный цвет доставляет некоторое неудобство: не видно игры светотени на скульптуре. При ярком освещении появляются блики, ломающие форму и затрудняющие фотосъемку.

    Запах нареканий не вызывал, 8 студентов отметили: «Пахнет, но ненавязчиво».

    Пластилин хорошо держит форму.

    При снятии форм с этого пластилина желательно использовать спиртовой шеллак и мыльно – масляную смазку. Клеевую форму делать не рекомендуется из – за слишком высокой для этого пластилина температуры клея. С силиконами и полимерными формовочными смесями в реакцию не вступает. По чистому пластилину можно снимать и гипсовую форму. По общему мнению испытателей, этот пластилин предназначен для лепки в сочной, живописной манере, где движение мазка по форме имеет основное значение. Пластилин заслуживает твердую оценку «хорошо».

    Ни один из тестируемых материалов не получил высшей оценки, не потому, что испытатели были очень придирчивыми или жесткими, а потому, что у каждого пластилина есть свои недостатки. Скульптору во время работы с этими материалами приходится думать не о том, что он хочет выразить, а о том, как приспособиться к материалу, что нужно с ним сделать, чтобы он стал послушным. В идеале скульптор должен брать пластилин и работать, творить, а материал – безропотно подчиняться руке или инструменту. Складывается такое впечатление, что ни один из производителей не интересовался у потребителей, какой пластилин и с какими свойствами им нужен. В течение почти 10 лет я являюсь руководителем лаборатории техники и технологии скульптурных материалов, и это первое обращение к нам с просьбой о тестировании материалов. Надеюсь, что критические замечания и нелестные отзывы, высказанные в этой статье, помогут фирмам – производителям улучшить качество выпускаемых ими материалов.

    Виды скульптурного пластилина

    Пластилин часто используют для создания скульптур размерами от монеты до больших памятников. Он позволяет делать четкую, ровную текстуру верхнего слоя и долепливать детали в процессе работы. Со скульптуры из пластилина можно снять силиконовую или полиуретановую форму, в которую в дальнейшем можно заливать пластики, гипс, воск. Пластилин, не содержащий серу, позволяет работать с силиконовыми резинами и на оловянном, и на платиновом катализаторе. Из скульптурного пластилина так же возможно вылепить как мелкие статуэтки, так и крупные фигуры.

    Виды скульптурного пластилина:

    DaVinci является традиционным итальянским скульптурным пластилином содержащим серу. По своей консистенции он напоминает глину, не липкий и не содержит воск. Используется скульпторами по всему миру благодаря возможности создать гладкую, блестящую поверхность. Подлежит многократному использованию. Рекомендуется применять при комнатной температуре. Выпускается в двух видах: Soft и Firm.

    Le Beau Touche и Le Beau Touche-HM — исключительно мягкий, эластичный (без растрескивания), без содержания серы скульптурный пластилин с великолепной адгезией между слоями. Модификация НМ менее чувствительна к повышенным температурам при работе и хранении готовых мастер моделей (имеет термостойкость > 32°С), а также более прочная и менее липкая в сравнении с обычными сериями ультрамягких пластилинов. Подлежит многократному использованию.

    NSP (Non Sulfurated Plasteline) — скульптурный, не содержащий серу пластилин. Имеет великолепную адгезию между слоями и однородную структуру. Его можно резать, гравировать, экструдировать (выдавливать) и шлифовать, что позволяет создавать точную и глянцевую поверхность без рваных краев. Пластилин данной серии прекрасно считывает поверхность и в расплавленном (при 85°С) состоянии свободно заливается в формы. Выпускается в трех видах: Soft, Medium и Hard, Из данного пластилина можно изготавливать матрицы на станках ЧПУ. Подлежит многократному использованию.

    Castilene — скульптурный, восковый, не содержащий серу пластилин, совместимый с силиконами и др. резинами. Castilene м. б. расплавлен и залит при температуре около 76,7°С. Прочность и легкий вес пластилина Castilene (на 40% легче обычного) позволяет лепить без армирования. Выпускается в трех видах: Soft, Medium, Hard. Hard используется в качестве арматуры и при изготовлении четких (заостренных) деталей. Medium используется для детализирования и лепки. Soft работает как глина. Отливки из данного пластилина легко шлифуются и обрабатываются различными способами.

    Люкс — пластилин скульптурный предназначен для лепки различных фигур и композиций, позволяет работать с мелкими деталями. Отличается пластичными свойствами, отлично держит форму, не прилипает к рукам и инструментам, не оставляет жирных пятен. Перед лепкой пластилин следует разогреть в руках или под горячей водой. Используется учащимися в художественных школах и скульпторами.

    Гамма – скульптурный пластилин отличный вариант для моделирования мелких фигур, не липкий. Он позволяет моделировать различные фигурки малых, средних и крупных форм, детализируя их. Крупномасштабные фигуры выполняются на каркасе, иначе пластилин со временем оплывет и осядет. Однако сам материал значительно тверже простого детского пластилина. По цвету материал может быть телесным или оливковым. Готовые изделия из телесного пластилина часто покрываются лаком или окрашиваются акриловыми красками. В таком виде изделие становится очень долговечным. Сравнительно недорогой, и по качеству не уступает своим предшественникам.

    Что можно слепить из скульптурного пластилина:

    Читайте также:  Идеи для скетчбука: рисунки и стили
    Ссылка на основную публикацию

    В основном используются для создания эталона для снятия формы, эти материалы многоразовые, можно расплавить и работать заново.

    Эти материалы не окрашиваются по поверхности

    Воск – позволяет снимать форму силиконовыми и полиуретановыми резинами

    • Воск модельный (в гранулах как наш воск iWax, в плитках и трубках) – используется для создания ювелирных изделий, с очень мелкой деталировкой
    • Воск для лепки
    • Воск скульптурный Casteline – три вида твердости, можно лепить руками, работать инструментом, термошпателем. Можно выжигать.

    Для работы с воском, как правило, используют термошпатель, можно его заменить на аппарат для выжигания по дереву, главное следить за температурой, избегать перегрева.

    Из этих материалов можно слепить как мастер модель для снятия формы,

    так и создать готовое изделие, которое можно окрашивать

    Полимерная глина – широко распространена в создании кукол, бижутерии, различных мелких поделок. Огромный спектр цветов, можно окрашивать по поверхности. Один из минусов – достаточно хрупкая.

    Как правило, не используется для крупных изделий. Основные производители : Staedtler Fimo, Sculpey, Cernit, Sonnet и др.

    • Запекаемая – запекается в духовке
    • Самоотверждаемая – отверждается на воздухе при комнатной температуре.