Хиджаб – что это такое, почему мусульманки носят

Хиджаб – что это такое, как красиво завязать

Известно, что признак религиозной мусульманской женщины – сокрытие своего тела под одеждой. Это вызывает различные чувства: любопытство, недоумение, страх или агрессию. Как любая загадка, мусульманский хиджаб нередко становится объектом пристального внимания окружающих. Эта вещь не только отражает вероисповедание владелицы, но и может указывать на возраст, уровень богатства. Причины, по которым женщины придерживаются норм Шариата, могут быть разными: соблюдение законов страны, семьи или личный выбор.

Что такое хиджаб у мусульман

В мусульманском обществе хиджабом (hijab) принято называть предмет одежды, скрывающий женщину от посторонних взглядов. Как учит Коран, женщины, скромно потупляющие взор и оберегающие свою честь от чужих мужчин, угодны Аллаху. Истинные мусульманки должны выражать поклонение Богу: носить накидку, читать молитвы каждый день. Даже среди ученых арабских мужей, толкователей Корана, ведутся споры, должны ли накидки закрывать женщину целиком или возможно оставлять открытыми лицо и кисти рук.

Например, в Саудовской Аравии и Афганистане женщины поверх одежды носят Абай (паранджу из плотной черной ткани, через которую видны лишь глаза). В некоторых странах перед выходом на улицу надевают никаб, в переводе с арабского, – головной убор, закрывающий лицо, с прорезью для глаз. Мусульманки из Средней Азии предпочитают платки. Турецкие женщины носят тюрбаны с украшением. В большинстве стран классический хиджаб – это головной убор, закрывающий волосы и тело.

История возникновения

Корни ношения закрытых одеяний ведут в Древний Иран. В персидской истории и культуре для женщины считалось позором выйти из дома без покрывал. Это было небезопасно, ведь красота могла вызвать завистливые взгляды, даже оскорбления. С социальной точки зрения, мужья, лишенные возможности видеть чужих женщин, остаются более верными своим женам. Это уменьшает количество разводов, пресекает распространение венерических заболеваний. Просторная паранджа скрывала некоторые недостатки фигуры и здоровья, отличия во внешности хозяек.

Сейчас мусульманок в хиджабах можно встретить в Европе, Азии, странах Африки, например, Тунисе и Египте. Во Франции многие горожанки, которые исповедуют ислам, отстаивают ценность своих традиций. Исключение составляют женщины, профессии которых тесно связаны с общением с иностранцами. Например, стюардессы и портье в отелях могут работать с открытой головой, на них не распространяются общие ограничения.

Почему мусульманки носят хиджаб

Цель хиджаба не только в том, чтобы прикрыть женское тело, в его ношении заложен внутренний смысл. Идея в том, что он символизирует чистоту и непорочность, служит барьером для окружающего внешнего мира, является выражением веры. В восточных государствах мужчины и женщины, соблюдающие дресс-код, могут вместе работать в закрытых помещениях. Отдавая дань традициям и уважая законы веры, девушки могут учиться в университете, посещать культурные учреждения.

Внешний вид женщин под покрывалом олицетворяет целомудрие, в мечеть вход возможен только при наличии хиджаба.В правоверных мусульманских семьях дочери начинают покрываться с детства. Четкой возрастной границы, когда ребенку нужно начинать правильно носить хиджаб, не существует, но при половом созревании девушка уже показывается без покрывал только домашним.

Традиции Востока

Из Корана и Сунн, которые проясняют некоторые моменты, до нас дошла информация, что Аллах требовал от женщин не появляться оголенными перед людьми, которые не принадлежат к их семье и близким. Этика Шариата предписывает истинным мусульманкам оберегать честь мужа и семьи, носить покрывала, чтобы Аллах послал им свое благословение.

В европейском и российском обществе в последнее время часто обсуждается вопрос о запрете хиджаба в школах и иных учебных заведениях. Четкого ответа на этот вопрос до сих пор не удалось сформулировать, ведь в этом вопросе следует учитывать права человека, законы государства и догматы веры. Каждая страна решает этот вопрос на свой манер, учитывая политические и религиозные факторы.

Существует движение мусульманок за свободу от ношения хиджаба, борьба против ущемления прав человека. Демонстрация протеста насчитывает несколько десятилетий и набирает популярность на просторах интернета. Возникают определенные сайты, где девушки отстаивают своё право показываться на улице без покрывал. В Коране есть условие, что женщина может отказаться от ношения хиджаба, это остается ее личным делом, проявлением свободы воли.

Как правильно носить

Существует несколько рекомендаций для ношения хиджаба, отражающих его смысл в исламских странах. Женщина, покрывающая тело, может выглядеть привлекательно, при этом чувствовать защиту от нескромных взглядов, и соблюдение догм ислама будет исполнено.

  • Одежда должна максимально скрывать свою хозяйку, оставляя лишь прорезь для глаз. В отдельных странах допускается обнажать лоб, нижнюю часть лица, кисти рук.
  • Наряд должен быть свободным, не облегать грудь.
  • Запрещается пользоваться ароматическими средствами.
  • Цвет лучше выбирать нейтральный, не вызывающий пристального внимания.
  • Женская одежда должна явно отличаться от мужской, никакой «унисекс» не дозволяется.
  • Ткани лучше выбирать без синтетических добавок и плотные.

Дорогой наряд не должен быть украшен драгоценностями, привлекать к себе внимание.

Как красиво завязать

Существуют много способов, как красиво надеть хиджаб и выглядеть пристойно. Даже если вы не мусульманка, но любите путешествовать или имеете друзей другой веры, то эти навыки могут пригодиться. В современном мире распространены интернет-знакомства, поэтому часто стали появляться пары смешанных национальностей. Показать свое уважение мужу, другу семьи или коллеге по работе можно и с помощью одежды. В некоторых странах можно запятнать честь рода, если выйти на улицу без покрывала.

Как правильно повязать хиджаб, можно узнать из видео, выложенных на просторах сети, или изучив литературу. Верхний платок можно закалывать под подбородком булавками или брошами, допускается драпировка вручную на затылке. Длинный конец широкого шелкового шарфа можно носить навыпуск, если владелица обладает маленьким ростом и хочет казаться повыше. На восточный вкус влияют традиции и современная популярная западная мода.

Для чего нужен внутренний платок

По законам Корана дозволяется открывать лицо, но шея, волосы, уши обязательно должны быть прикрыты. Сами мусульманки осуждают женщин, которые покрывают себя платками, но оставляют обнаженными ступни или локти. Не стоит демонстрировать свои украшения, умеренность во всем – вот главная догма ислама. Спрятать оголенные части тела поможет внутренний платок или подхиджабник – шапочка, которую надевают непосредственно на голову. Она плотно прилегает к телу и позволяет красиво уложить хиджаб.

Оттенки мусульманского платка

Мусульманка каждый день задает себе вопрос, какого цвета платки выбрать, как сочетать с одеждой и какие расцветки ей подойдут.

  1. Лучше иметь в своем гардеробе базовый повседневный комплект однотонных платков, которые могут подойти для большинства случаев. Это нейтральные оттенки – белый, бежевый, черный и оттенки серого.
  2. Летом лучше использовать легкие натуральные ткани, а зимой выбирать плотный материал. В теплое время года можно порадовать глаз цветочным узором, но он не должен быть слишком вызывающим. В холода лучше останавливать свой выбор на оттенках драгоценных камней.
  3. Хиджаб нужно выбирать подходящий к оттенку глаз и кожи. Блондинкам рекомендованы нежные, естественные цвета, а брюнеткам – более яркие и насыщенные.

Красивый хиджаб получается при гармоничном сочетании оттенков . Можно использовать таблицу, которую легко найти на просторах интернета. В ней представлены подходящие комбинации цветов, которые можно использовать не только в одежде, но и при нанесении косметики.

Свадебный хиджаб

Аллах призывал к скромности и умеренности, не выставлять свою красоту и богатство напоказ, а гордость называл грехом. Зная об этом, все же почти каждая девушка мечтает о незабываемом празднике в день, когда она выходит замуж. Дизайнеры исламских нарядов очень утонченно и изящно решают вопрос, как прикрыть прическу и все женские очертания, но одновременно сохранить красоту и торжественность момента. Западные модные веяния тоже влияют на свадебные наряды, например, в последние годы есть тенденция следовать стилю бохо.

Сочетая прозрачные и плотные ткани, кружево, бисер и декоративные блестки, мастера создают шикарные платья, которые закрывают тело от шеи до ступней, но подчеркивают нежность и женственность невесты. Цвет свадебного хиджаба не обязательно белый, допускаются оттенки изумруда, коралла и лазури. Желательно, чтобы цвет накидки гармонировал с костюмом жениха. .

Что такое хиджаб?

В переводе с арабского слово «хиджаб» означает преграду. Иными словами, хиджабом называют одежду, которая призвана скрыть от посторонних глаз женское лицо и тело. По различным причинам, таким как вероисповедание, семейные традиции, личный выбор мусульманские женщины облачаются в одежду, которая полностью скрывает то, что по законам Шариата нельзя выставлять напоказ.

В последнее время, хиджабом именуют специальный мусульманский платок, которым можно закрыть волосы, шею и часть лица.

Немного истории его появления

История ношения закрытой одежды уходит в Древний Иран. В персидской культуре для женщины любого возраста считалось позорным поступком выйти на улицу в лёгкой и открытой одежде, поэтому она накидывала на себя покрывало. Женская красота вызывала завистливые взгляды, а для семьи мусульманки это являлось оскорблением. Жених мог увидеть свою нареченную до свадьбы только один раз, при этом её лицо и тело были полностью спрятаны под палантином.

Кроме того, полностью закрытые женские лица и тела не могли видеть посторонние женатые мужчины, считалось, что так они оставались верными своим жёнам, не вступали в половые связи на стороне, соответственно не могли заразиться венерическим заболеванием. Некоторые женщины с недостатками фигуры и особенностями лица скрывали под одеждой всё то, что считалось изъяном.

После иранских женщин хозяйками хиджабов стали мусульманки из Азии, Туниса, Египта и даже Европы. Сейчас в большинстве европейских стран представительницы Запада отстаивают свои права, например, во Франции мусульманские женщины устраивают пикеты за право носить ту одежду, которую они считают приемлемой в силу их вероисповедания. Они не скрывают тела и лица не только прогуливаясь по городу, но и при посещении общественных пляжей. Не все европейцы одобряют данные традиции, но приходится мириться с тем, что это безоговорочное право каждой мусульманской женщины, которое нужно уважать.

Не путайте хиджаб с паранджой. Паранджа не является обязательной для ношения мусульманками.

Зачем его носят?

Важно понимать, что хиджаб – это не любое, закрывающее женское тело, одеяние. В соответствии с Кораном важными условиями платка, именуемого хиджабом, являются:

Современные девушки не соблюдают и половины этих условий, тем не менее, продолжая называть любой платок хиджабом. Они считают, что если скрыли от мужских глаз своё тело под длинным непрозрачным одеянием, значит выполнили свою миссию и могут считаться истинными мусульманками, соблюдающими Коран, но это неверно. Цель ношения хиджаба заключается в ином.

К закрытию от посторонних глаз женских прелестей мусульманок начинают приучать с раннего возраста, примерно, с шести лет. Первый раз надеть хиджаб девушка может с наступлением совершеннолетия. Но не нужно путать возраст по дате рождения и возраст, когда девочка становится девушкой. У мусульман принято считать, что совершеннолетие наступает с приходом первой менструации. Иными словами, девушка надевает хиджаб по достижении 12–14 лет.

Основная идея ношения закрывающих одеяний – покорность и смирение. Мусульманских женщин учат этому с самого рождения. Они должны привлекать мужчин не красотой, а своим умом, скромностью, поведением, характером, искренностью. Внешние данные уходят здесь на второй план, отодвигаются в сторону. Неважно как девушка выглядит, гораздо важнее, что у неё на сердце и в душе, что скрывает её внутренний мир.

Ещё одна мысль, которую проповедует ислам – повиновение и послушание приближают человека к Аллаху. Хиджаб – это тень Всевышнего, которой он покрывает женщину, тем самым защищая её и укрывая от всего дурного. Истинные мусульманки, соблюдающие законы Корана, и носящие скромные скрывающие тело одежды, обязательно предстанут перед Аллахом и попадут в рай. Хиджаб не только скрывает девушку от постороннего дурного глаза, он очищает её душу, делает её скромной, а все её помысли чистыми и непорочными. Самолюбование и выставление тела напоказ неприемлемо, это может помешать войти в рай. Не покрывают себя только блудницы.

Но, из правил ношения хиджаба есть исключения. Его мусульманка может не носить при муже, близких родственниках, собственных детях любого пола и других женщинах. Кроме того, разрешено не надевать платок при родственниках-мужчинах. В этом случае девушке предоставляется право выбора, скрывать своё тело или нет. Перед мужем, находясь в собственном доме, женщина имеет право ходить в любой одежде из обычного магазина, в то числе в одеяниях, которые носят христианки.

Плюсы и минусы хиджаба

В Европе принято считать, что мусульманская одежда слишком плотная и носить её в жару просто невозможно. Давайте развеем этот миф. Изготавливают хиджаб из плотного материала тёмных оттенков: чёрный, коричневый, тёмно-синий, тёмно-бордовый. Современные мусульманки предпочитают более светлые и яркие цвета, такие розовый, белый или голубой, а также выбирают полупрозрачные ткани. Но такое одеяние назвать хиджабом сложно.

Истинный мусульманский наряд шьют изо льна или хлопчатобумажной ткани. Казалось бы, как можно носить тёмное покрывало, скрывающее всё тело в жару? Ведь в тех странах, где чаще всего можно встретить женщин, облачённых в хиджаб, летом на солнце температура достигает 40 градусов по Цельсию. В такую жару мы все стараемся снять с себя, как можно больше одежды, как же мусульманки спокойно гуляют в платках?

Из-за того, что для шитья хиджаба используются только натуральные материалы, в нём не жарко. Ткань пропускает свежий воздух, кожа дышит и, к тому же, скрыта от прямых солнечных лучей. Поэтому ношение в летний зной покрывала для мусульманских женщин это не минус, а скорее плюс.

Ещё один минус, как считают европейские женщины, это принуждение. То есть, мусульманка не вправе самостоятельно выбрать понравившуюся одежду, а вынуждена облачаться в то, что принято Кораном. Заметим, что кроме хиджаба, ни одно одеяние Кораном не предусматривается к ношению, как обязательное. Так как к платку девочек приучают с юных лет, для них это норма. Они надевают хиджаб не потому, что кто-то их заставляет его надеть. Они покрывают голову, потому что считают это правильным. Традиции существуют во всех странах и во всех религиях, одна из мусульманских традиций – носить хиджаб. Истинные мусульманки почитают этот закон и не считают его принудительным.

Отметим ещё один плюс ношения мусульманского платка. Мы живём в эпоху, в которой каждый выставляет напоказ то, что отличает его от других. Чаще всего это хороший достаток, который женщины демонстрируют, расхаживая по улицам в дорогих мехах и украшениях. Кто-то увеличивает губы или грудь, что тоже является «всеобщим достоянием». Мусульманки с рождения отличаются скромностью, а хиджаб эту скромность лишь подчёркивает. Под покрывалом не видно, насколько женщина обеспечена. Это делает их равными между собой и не даёт повода для зависти.

Также, хиджаб – это освобождение от косых взглядов. Не все мы от природы совершенны, похвастаться безупречной кожей и красивой фигурой может не каждая девушка. Хиджаб скрывает недостатки внешности и изъяны.

Отличия хиджаба от других женских мусульманских головных уборов

Не нужно путать хиджаб с остальными мусульманскими головными уборами. Европейцам может показаться, что они ничем не отличаются, но это не так. Самые распространённые палантины, которые принято носить в странах Азии и Востока:

Как правильно носить хиджаб?

Несмотря на то что хиджаб не позволяет женщине открыть волосы, скрывает шею и плечи, но и в нём можно выглядеть обворожительно и женственно. Начнём с того, что недостаточно просто повязать его на голову, как обычный платок и называть хиджабом. Носите мусульманский палантин правильно:

  1. Накиньте ткань на голову, края закрепите булавками, чтобы материал свисал с головы.
  2. Один конец через шею и противоположное плечо перекиньте назад. Для удобства прикрепите его к одежде булавкой.
  3. То же самое проделайте с другим концом, только крепить его нужно на голове в височной зоне.
  4. Перетягивать концы платка не нужно, он должен свободно свисать под подбородком и ложится на шею волнами. Хиджаб должен закрывать волосы, верхнюю часть лба и шею до подбородка.

Современные мусульманки украшают платок различными элементами декора: красивыми заколками, бусами, цепочками. Но такие украшения Коран не приемлет, поэтому сложно назвать такой головной убор хиджабом, скорее это просто платок, покрывающий голову. Для того чтобы платок не скользил по волосам, под него надевают боне. Это специальная шапочка из тонкой ткани, к которой палантин крепится иголками. Она плотно облегает голову, позволяет спрятать внутрь волосы. Благодаря боне, хиджаб плотно прилегает к голове без лишних складок.

Очень часто на просторах интернета и в глянцевых журналах можно увидеть фотографии мусульманок в хиджабе, при этом их лицо ярко накрашено. Напомним, что надевая восточный головной убор, наносить какую-либо косметику запрещено.

Почему мусульманка носит хиджаб?

5 достоинств хиджаба

Слово «хиджаб» образовано от арабского «хаджаба», что значит скрывать или прятать. Хиджаб обычно означает покрытие в виде платка или определенное одеяние мусульманки, хотя также может относиться к скромной одежде и манерам мужчины-мусульманина. Многие в современном обществе задают вопрос: «почему мусульманка носит хиджаб»?

Самый простой ответ на данный вопрос – таково предписание Всевышнего Аллаха, покрывать голову и скрывать свое тело. Покрытие красоты женщины для ее же блага, для защиты и чести. Говоря о важности и достоинстве хиджаба, следует обратиться к главному источнику знаний и руководства – Корану:

1. Хиджаб – это скромность.

«О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах – Прощающий, Милосердный» [33: 59].

Данный аят является свидетельством того, что Аллах сделал хиджаб выражением целомудрия и скромности.

2. Хиджаб – чистота.

«Если вы просите у них (жен Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через завесу. Так будет чище для ваших сердец и их сердец» [33: 53].

Хиджаб защищает от недостойных мыслей и поступков, делая женщину чище внутри. В другом аяте сказано о важности хиджаба:

«Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества, совершайте намаз, раздавайте закят и повинуйтесь Аллаху и Его посланнику. О обитатели дома, Аллах желает лишь избавить вас от скверны и очистить вас полностью» [33: 33].

3. Хиджаб – достоинство.

Голос женщины является частью ее хиджаба, который предписывает скромность во всем: в манерах, поведении и речах, что делает ее достойной.

«О жены Пророка! Вы не таковы, как любая другая женщина. Если вы богобоязненны, то не проявляйте нежности в речах, дабы не возжелал вас тот, чье сердце поражено недугом, а говорите достойным образом» [33: 32].

4. Хиджаб – праведность.

«О сыны Адама! Мы ниспослали вам одеяние для прикрытия ваших срамных мест и украшения. Однако одеяние из богобоязненности – лучше. Таково одно из знамений Аллаха. Быть может, они помянут назидание» [7: 26].

Данный аят указывает на то, что хиджаб охраняет и защищает мусульманку от ненужных взглядов, исполняя волю Всевышнего она предохраняет себя от ненужных отношений, речей и т.д. Это проявление ее праведности и богобоязненности.

5. Хиджаб – это вера.

«Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, – быть может, вы преуспеете» [24:31].

Хиджаб не означает ограничения, посредством хиджаба общество может функционировать правильно. Предписания ислама уникальны и хранят в себе высшие стандарты целомудрия, праведности и моральных ценностей. Ислам предоставляет руководство для защиты и сохранения безопасности каждого отдельного человека и общества в целом.

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «У каждой религии есть своя особенность, и особенностью Ислама является скромность».

Пусть Аллах сделает нас из числа скромных и праведных.

Жизнь«Снимите это немедленно»: Всё, что вы хотели знать
о хиджабе

Почему головной убор вызывает столько споров и что об этом думают сами мусульманки

Вряд ли существует предмет гардероба, который вызывает более яростные споры, чем головной убор мусульманок. Хиджаб никогда не был «просто платком», а глобализация и вовсе превратила кусок ткани в культурный, религиозный и политический символ, который олицетворяет мусульманский мир и прежде всего представления европейцев о нём. В России о разрешении и запрете на платок неистово спорят федеральный министр образования и глава Чечни — а родители учениц оспаривают право на ношение хиджаба в суде, во Франции только-только утихли скандалы вокруг запрета буркини, из-за которого представителей власти обвинили в исламофобии, а буквально на днях в Австрии решили запретить бурки и никабы, закрывающие лицо.

Пока одни призывают «освободить женщин Востока», сорвав с них покрывала, другие выступают за право выбора для каждой, независимо от того, хочет женщина загорать топлес или прятать своё тело от любопытных взглядов. У части светских европейцев хиджаб (например, в школе) вызывает аллергию уже сам по себе, как напоминание о чужой религиозности, а радикальные правые просто убеждены, что полная ассимиляция — это правило общежития, которое не оспаривается.

При этом рынок мусульманской моды растёт так стремительно, что не считаться с ним уже невозможно: мусульмане-миллениалы имеют огромное влияние на современную культуру, где традиции плавятся в одном котле, но вопрос о гуманности и символической ценности хиджаба возникает снова и снова.

Разбираемся, что значит хиджаб сегодня и какие точки зрения существуют среди исследователей и самих верующих.

Не просто платок

Хиджаб в переводе с арабского значит «преграда» или «покрывало», и часто так называют сам платок, которым мусульманки покрывают голову. Однако на самом деле значение термина гораздо шире: хиджаб — это не только головной убор, но и вся одежда, соответствующая мусульманским представлениям о том, как выглядит достойная женщина (то есть любое непрозрачное одеяние, открывающее только лицо и кисти рук и не облегающее фигуру). Существует и «внутренний хиджаб» — под этим подразумевают душевные качества, например целомудрие и уважение к богу, но «внутренний хиджаб», в отличие от покрытой головы, в глаза не бросается, поэтому и вопросов не вызывает.

Основные принципы мусульманского дресс-кода содержатся в Коране и довольно однозначно интерпретируются богословами. В аяте 24:31 сказано, что мусульманкам стоит «оберегать свои половые органы», «прикрывать покрывалами вырез на груди» и не показывать свою красоту никому, кроме мужа и других близких, относящихся к категории махрам — так называются все родственники, за которых женщина по закону не может выйти замуж. В аяте 24:60 уточняется, что пожилые женщины, которые уже не собираются замуж, могут не так строго следовать предписаниям о хиджабе, но всё-таки лучше от них не отклоняться. И наконец в аяте 33:59 есть требование о головном уборе: мусульманкам советуют «сближать на себе свои покрывала», чтобы другие люди их не приняли за «рабынь или блудниц», то есть относились с уважением. Девочки обязаны носить хиджаб с начала пубертата — первой менструации.

В большинстве нынешних мусульманских стран традиция покрывать голову существовала задолго до ислама, который появился лишь в VII веке

В Коране нет описания конкретных видов скромной одежды, поэтому и цвет хиджаба, и фасоны сильно отличаются от региона к региону. Например, в ОАЭ и Саудовской Аравии и мужчины, и женщины одеваются похоже и покрывают голову, но традиционный цвет женского платья — чёрный, а мужской — более подходящий к местному климату белый. Существует любопытная версия, связывающая такое распределение с военной историей: якобы сражения между арабскими племенами часто происходили ночью, и женщина, одетая в чёрное, могла незаметно скрыться, а мужчины специально одевались так, чтобы их было видно издалека.

В большинстве нынешних мусульманских стран традиция покрывать голову существовала задолго до ислама, который появился в VII веке. Привычное платье лишь адаптировалось к требованиям новой религии, не растворяясь в них окончательно, что породило множество разновидностей национального мусульманского костюма. В арабских странах женщин чаще всего можно увидеть в чёрных абайях с вышивкой, в Индии мусульманки носят яркие сари или сальвар-камизы (комплекты из широких брюк, длинной туники и шарфа или платка), а иранки из деревень вокруг Персидского залива прикрывают лицо расшитыми бисером или металлическими масками, напоминающими накладные усы.

«Хиджаб, никаб, паранджа и так далее — это всё местные традиции: как принято в регионе и как разрешает муж. Разрешит муж ходить с открытым лицом — можно, разрешит ходить в платке и джинсах — можно, — объясняет доцент Центра изучения религий РГГУ Светлана Бабкина. — Всё зависит от либерализма страны и либерализма мужа в пределах либерализма страны».

Хиджаб

В узком смысле слова — обычно четырёхугольный платок или комбинация из пары платков, которые прикрывают голову и шею, но оставляют открытым лицо. Это самая «светская» форма мусульманского платья, которую вы наверняка часто видите на улице. Молодые мусульманки носят хиджаб даже с джинсами и трениками.

Чадра (чадор)

Длинная накидка, обычно чёрного или белого цвета. Закрывает всё тело с головы до ног, кроме лица, и запахивается спереди, носится преимущественно вне дома. Чадру часто закалывают под подбородком или держат руками, чтобы она не упала во время ходьбы. Чаще всего встречается в Иране и Афганистане, но есть и в других странах Ближнего Востока.

Никаб

Покрывало с прорезью для глаз, полностью закрывающее практически всё тело с головы до ног. Больше всего распространён в странах Персидского залива, но всё чаще встречается и в западных странах, где такой вид мусульманской одежды не приветствуется (никаб запретили в нескольких странах, последней это сделала Австрия).

Паранджа (бурка)

Самое строгое из всех мусульманских одеяний, которое широко распространено лишь в Афганистане и Пакистане. Паранджа закрывает абсолютно всё тело, включая лицо и глаза: они прикрыты сеткой так, что разглядеть их снаружи невозможно. Такое одеяние было обязательно для всех женщин во время правления талибов, из-за чего стало символом рабского положения афганских женщин.

Буркини

Удобный купальный костюм, который изобрела австралийка ливанского происхождения Ахида Занетти и подхватили светские бренды вроде Marks & Spencer. Ещё одно нововведение последних лет — спортивные хиджабы, в которых спортсменки-мусульманки впервые участвовали в Олимпиаде-2016: именно в Рио был сделан исторический кадр с египетской и немецкой волейболистками.

Символ угнетения или феминистский жест

Хиджаб тянет за собой огромный багаж негативных ассоциаций: неудивительно, что эмансипированный Запад считает покрытую голову символом бесправия, в котором до сих пор живут миллионы женщин. В той же Саудовской Аравии гражданки не могут водить автомобиль и появляться на публике без сопровождающего-мужчины, а в Афганистане можно и вовсе поплатиться жизнью, отправившись за продуктами в одиночестве. Западным политикам, приезжающим на переговоры в мусульманские страны, приходится выбирать между данью уважения местным традициям (Валентина Матвиенко, например, для визита в Саудовскую Аравию обзавелась зелёным хиджабом) или наглядной демонстрацией европейских ценностей: покрывать голову даже для встречи с королевскими особами отказываются Ангела Меркель и её министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен, и, конечно, так же поступает французская представительница ультраправых Марин Ле Пен.

Выступления европейских политиков против мусульманского дресс-кода вряд ли можно назвать смелыми: одно дело, когда ты руководишь мировой державой и приехала в консервативную страну с дипломатическим визитом, и совсем другое — когда ты выросла в этой культуре и выступаешь против системы, реально рискуя свободой и жизнью. Тем не менее в странах, где отсутствие хиджаба карается по закону, появляются протестные группы, выступающие за право на выбор: например, сторонницы иранского движения My Stealthy Freedom публикуют в социальных сетях свои фотографии с непокрытой головой, в джинсах и с макияжем. Мужчины-профеминисты, наоборот, надевают хиджаб, чтобы поддержать своих жён и подруг.

Ещё один пример — сирийки, побывавшие в плену у боевиков ИГИЛ (организация признана террористической, её деятельность на территории РФ запрещена. — Прим. ред.): оказавшись на свободе, женщины демонстративно сжигают чёрные бурки, которые на них надели террористы-фундаменталисты. Трудно тут не вспомнить западных феминисток, которым приписывают сжигание лифчиков в знак протеста против патриархата — но, как и любая яркая медийная картинка, этот пример не отражает сложную действительность.

На русскоязычных мусульманских ресурсах часто осуждают девушек, у которых из-под платка видны волосы или нижняя часть подбородка: богословы считают, что эта область не является частью лица, а значит, должна быть закрыта, как и шея. «Правильный» хиджаб полностью закрывает всё, кроме лица, из-под него может торчать специальная облегающая шапочка, но волосы должны оставаться внутри. Например, ресурс «Ислам.ру» сообщает, что девушки, у которых видна шея, волосы и часть головы, «попадают под грех», если их видят посторонние мужчины. Вообще, на мусульманских форумах можно найти ответ на любой волнующий вопрос, в том числе из сферы бьюти: например, можно ли мусульманке красить ногти или нет (правильный ответ — нельзя, иначе омовение перед намазом не засчитывается).

Запрет или разрешение

Обозревательница DW Сабине Фабер уверена, что тотальный запрет паранджи, которую считают символом угнетения даже прогрессивные мусульманки, не решит проблему, а только усугубит её: когда такой закон вступает в силу, религиозные мужья просто запрещают жёнам выходить на улицу, и консервативное мусульманское сообщество ещё больше замыкается в себе. Та же ситуация с хиджабами в школах: запрещая девочкам приходить на уроки в платке, власти, по сути, лишают их возможности получить светское образование и сделать осознанный выбор. И если запрет на головные уборы, полностью или частично закрывающие лицо, ещё можно объяснить заботой о безопасности, то боязнь хиджаба, прикрывающего только волосы и шею, больше похожа на проявление нетерпимости, чем на борьбу с террористической угрозой.

Большинство демократических стран вынуждены постоянно балансировать между светскостью и свободой вероисповедания — и тут всё не совсем очевидно. Французские власти пошли дальше других, отвергая любую религиозную атрибутику, поэтому в школах платки запрещены, а право находиться на пляже в буркини мусульманкам удалось отстоять только через Верховный суд. В России такой запрет действует не везде: после недавнего скандала в сельской школе в Мордовии, где учителям запретили носить платки, парламент Чечни принял специальную поправку к закону об образовании, разрешающую школьницам приходить на занятия в хиджабе. Впрочем, ношение хиджаба в республике практически обязательно, а сам вопрос о платке для руководства Чечни — ещё и вопрос политического влияния.

Большинство россиян относятся к хиджабам спокойно: в этом году 50 % респондентов опроса ВЦИОМ сказали, что нужно отменить запрет на ношение головных уборов, чтобы девочки-мусульманки могли спокойно учиться. Практика показывает, что запрет хиджаба порождает множество бытовых проблем — например, до официального разрешения фотографироваться на документы в головном уборе многие мусульманки в Татарстане просто отказывались получать паспорт.

Хотя в религиозных семьях хиджаб воспринимают как обязанность, многие женщины принимают решение «покрыться» самостоятельно — для них хиджаб становится своеобразным манифестом самостоятельности, идентичности и верности принципам. Для молодых мусульманок, живущих в западных странах, это и вовсе становится делом чести. После теракта 11 сентября и последовавшего за ним расцвета исламофобии в любой девушке в платке по умолчанию усматривают террористку — мусульманки считают своим долгом разрушить этот опасный стереотип.

В мире, где женское тело воспринимают как товар, желание скрыть свою красоту от посторонних кажется радикальным

У прогрессивных молодых мусульман, которых Шелина Джанмохамед окрестила «поколением М», есть свои ролевые модели — люди, которые разрушают стереотипы, не отказываясь от своей культуры: например, фехтовальщица Ибтихадж Мухаммад, которая первой среди американок выступила на Олимпиаде в хиджабе, или лауреатка Нобелевской премии Малала Юсуфзай. У мусульманского комьюнити есть свои мемы, паблики и каналы на YouTube, свои марки одежды и халяльные стартапы, музыка и модные клипы в духе «хиджаб-свэга»: например, певица Мона в своём зажигательном треке заявляет, что плевать хотела на хейтеров и не собирается ни перед кем отчитываться за свой хиджаб.

Исламская мода давно вышла за пределы тусовки «мипстеров» и укрепляет свои позиции во всём мире: Marks & Spencer взялись за буркини, DKNY, Uniqlo, Mango и Tommy Hilfiger выпускают капсульные коллекции к Рамадану, Dolce & Gabbana делают специально для мусульманских стран линию абай, а «курс на скромность» взяли на подиумах в Милане, Париже и Нью-Йорке.

Если телевидение скорее демонизирует ислам, то социальные сети делают мусульманскую культуру ближе и понятнее: например, на видеоблог Айдан Мамедовой, которая с юмором отвечает на вопросы о своей религии, тестирует косметику и делится рассуждениями о жизни, подписано почти 150 тысяч человек, и далеко не все они мусульмане. Хиджаб-активистки предлагают женщинам примерить платок, чтобы почувствовать себя на месте мусульманок: как правило, девушки, впервые покрывшие голову, чувствуют себя на удивление комфортно.

Как бы парадоксально это ни звучало, хиджаб может быть и феминистским жестом: в своём популярном обращении Ханна Юсуф объясняет, что представление об «угнетённых восточных женщинах» — продукт снисходительного колониализма, а хиджаб может быть не только религиозным символом, но и способом выступить против культуры насилия. Желание скрыть свою красоту от посторонних — своеобразный ответ миру, где женское тело сексуализируют и воспринимают как товар. И все же радикальные феминистки считают привязанность к хиджабу проявлением стокгольмского синдрома. А умеренные просто поддерживают право женщин носить то, что им нравится — будь то брюки, крошечное бикини или чёрное покрывало. «Нет ничего освобождающего в том, чтобы покрываться, как и в том, чтобы показывать любые части своего тела. Настоящая свобода — в возможности выбирать», — резюмирует Юсуф.

Нурия

Я выросла в Уфе в семье хирурга и гинеколога, в школе училась в физмат-классе, слушала панк и хардкор, выросла на американских фильмах, европейских книгах. О религии, о национальности тогда даже не задумывалась. Потом поступила в НИУ ВШЭ на факультет социологии, и в

Москве мне постепенно дали понять, что я «не русская». Только тут я поняла, что татарка. Наверно, в этот момент я могла «обрусеть», сменить имя, слиться с большинством, но так получилось, что я, наоборот, начала интересоваться своими корнями, историей и религией народов Поволжья.

Начав изучать Коран, я была в шоке: там написано, что наша Вселенная расширяется, что наши небо (атмосфера) и земля изначально были единым «облаком», а потом были разделены, там описан процесс появления зародыша и ещё много всего. Тогда я почувствовала и поверила, что это учение не может быть творением человека, что это нечто несравнимо большее. Так я обрела веру, произнесла Шахаду, стала мусульманкой, начала читать намаз. Вопрос о хиджабе я восприняла как заботу Творца обо мне. Начала молиться, чтобы Всевышний помог мне покрыться так, чтобы это стало благом для моей нынешней жизни и следующей после смерти.

Сперва я надела тюрбан и начала носить закрытую одежду, потом постепенно закрыла шею платком. Тогда я ещё училась и жила в общежитии. Я там со всеми хорошо общалась, и моё решение «покрыться» восприняли нормально. Я рада, что училась именно во ВШЭ, там учатся и работают люди с большим кругозором. Понимают, что образ жизни человека необязательно должен совпадать с их собственным.

Почему не все мусульманки носят хиджаб?

Духовно-просветительской газетой «Ас-салам» в апреле 2010 года было проведено социологическое исследование на тему «что мешает женщине надеть хиджаб?» Читатели живо обсудили эту тему и прислали большое количество СМС сообщений в адрес редакции с разными взглядами по этому вопросу. Думаем и посетителям сайта islamdag.ru будет интересным узнать, что в действительности мешает женщинам следовать, исламским требованиям в одежде.

Мнение народа:

Если женщина имеет желание надеть хиджаб, ей ничто не помешает! (8-928…07)

Мне, например, мешают взгляды окружающих. Они сразу скажут: в том виде не засватали, а теперь решила хиджаб надеть… (8-988…87)

Девушки и женщины не надевают хиджаб, оглядываясь на мнение окружающих. (8-988…56)

Надеть хиджаб мешает неуверенность в себе, слабый иман или лицемерие. (8-963…08)

Женщины не решаются надеть хиджаб, потому что на них косо смотрят, на работу не берут, кое-где даже в школах не разрешают его носить, безосновательно утверждая, что школа – светская. (8-928…93)

Я очень хочу надеть хиджаб, но очень трудно сделать этот шаг, мне не хватает поддержки близких, чтобы помогли мне, чтоб я полностью осознала, что мой поступок – правильный. (8-928…10)

Отсутствие религиозных начал, знаний. Я считаю: виноваты родители, которые не вкладывают в ребёнка чувство долга, ответственности перед Всевышним, и тот, в свою очередь, тоже не осознаёт всей значимости соблюдения норм религии. И если всё сложить в одно целое, получается, что надеть хиджаб мешает отсутствие веры, которая так украшает любую женщину! (8-928…76)

Надеть хиджаб женщине ничто не мешает. Сейчас не то время, как раньше. Главное, чтобы она этого захотела. (8-963…31)

Мешает высокомерие. А некоторым не разрешают родители. Я не понимаю: почему они не хотят, чтоб их дочка была в платке? Они ошибаются, полагая что, если распустить волосы, накраситься и т.д., они будут выглядеть красиво. Куда их братья смотрят?! Ну – какой отец, такой и сын! (8-988…02)

Мнение родных, любопытные взгляды других, мысли о том, что хиджаб тебе не идёт. Иншааллах, я это преодолею и надену хиджаб! (8-928…48)

Им стыдно, они могут «не соответствовать моде». Есть девушки, которые приходят в университет в хиджабах и переодеваются в открытую одежду, чтобы их не назвали «старомодными». (8-988…24)

Что же мешает надеть хиджаб нашим дагестанским женщинам? Это, в первую очередь, боязнь потери внимания посторонних мужчин. Конечно, многие это станут отрицать, но это так. (8-928…51)

Носить хиджаб – это обязанность каждой мусульманки. Но, к сожалению, многие люди не признают этого, говоря, что раньше хиджаб не носили, что это «мода, которая пришла из Саудовской Аравии». Возможно, это и мешает надеть хиджаб. Но я провела опрос среди своих подруг: многие ответили, что хиджаб им не подходит, что они ещё не готовы к этому и что люди начнут говорить всякие сплетни. (8-960…86)

К сожалению, женщину в хиджабе редко берут на государственную работу. (8-928…89)

Надевать хиджаб мне мешают все мои родственники. Я совершаю намаз, из-за чего меня никто не понимает. А если я надену хиджаб – то вообще перестанут общаться со мной! (8-928…55)

Женщина в хиджабе – это настоящая женщина, но некоторые осуждают их: мол, они прикрываются хиджабом, тогда как – сами грешные. (8-928…72)

В первую очередь – это слабость имана, а во вторую очередь, женщина готова надеть на себя всё, что нравится мужчине. Если бы хиджаб нравился большинству, то и женщины носили бы хиджаб без сомнения! (8-928…82)

Я не понимаю женщин, которые, имея мужа и детей, не прислушиваются к ним и не надевают хиджаб. Получается, что ей недостаточно внимания мужа и хочется привлечь внимание других мужчин – так они, сами того не понимая, оказываются в грехе. (8-928…01)

Нет ничего прекраснее хиджаба, не правда ли? Я мечтала его надеть и решилась, несмотря ни на какие препятствия, алхамдулиллах! Мама и все родные запрещают мне его носить, но я с помощью Аллаха преодолеваю эти препятствия – чего желаю и всем остальным! (8-928…94)

Лично мне не дают надеть хиджаб мои родители. Пыталась объяснить им, что это очень важно. Но я себя не оправдываю. Если вера крепкая – девушку ничего не остановит. Мы боимся людей больше, чем гнева Аллаха. (8-928…99)

Сегодня мусульманкам в хиджабах не даёт покоя общество: увольняют с работы, исключают из школ или вузов, они терпят унизительные высказывания в свой адрес. Но что делать, Аллах судья этим невеждам. Дорогие мусульманки! Нам остаётся только набраться терпения и ждать появления имама Махди. (8-928…52)

Отсутствие рядом достойного мужчины. Во времена пророка Адама (мир ему) зерно пшеницы было размером в страусиное яйцо. Со временем, по мере уменьшения благодати на земле, уменьшилось в размере и зерно. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сделал дуа, чтоб зерно совсем не исчезло. До нашего времени зерно дошло таким мелким. Вот и мужики так «измельчали», за исключением небольшого количества праведных людей, что впору нам всем делать дуа, чтоб последнее не исчезло! Рядом с настоящим мужчиной у женщин не бывает проблем с хиджабом. (8-988…92)

В данное время надевать хиджаб женщинам мешают смутьяны-ваххабиты, (последователи даджала), которые, надев хиджаб, взрывают ни в чём не повинных людей. (8-988…40)

Жизнь«Снимите это немедленно»: Всё, что вы хотели знать
о хиджабе

Почему головной убор вызывает столько споров и что об этом думают сами мусульманки

Вряд ли существует предмет гардероба, который вызывает более яростные споры, чем головной убор мусульманок. Хиджаб никогда не был «просто платком», а глобализация и вовсе превратила кусок ткани в культурный, религиозный и политический символ, который олицетворяет мусульманский мир и прежде всего представления европейцев о нём. В России о разрешении и запрете на платок неистово спорят федеральный министр образования и глава Чечни — а родители учениц оспаривают право на ношение хиджаба в суде, во Франции только-только утихли скандалы вокруг запрета буркини, из-за которого представителей власти обвинили в исламофобии, а буквально на днях в Австрии решили запретить бурки и никабы, закрывающие лицо.

Пока одни призывают «освободить женщин Востока», сорвав с них покрывала, другие выступают за право выбора для каждой, независимо от того, хочет женщина загорать топлес или прятать своё тело от любопытных взглядов. У части светских европейцев хиджаб (например, в школе) вызывает аллергию уже сам по себе, как напоминание о чужой религиозности, а радикальные правые просто убеждены, что полная ассимиляция — это правило общежития, которое не оспаривается.

При этом рынок мусульманской моды растёт так стремительно, что не считаться с ним уже невозможно: мусульмане-миллениалы имеют огромное влияние на современную культуру, где традиции плавятся в одном котле, но вопрос о гуманности и символической ценности хиджаба возникает снова и снова.

Разбираемся, что значит хиджаб сегодня и какие точки зрения существуют среди исследователей и самих верующих.

Не просто платок

Хиджаб в переводе с арабского значит «преграда» или «покрывало», и часто так называют сам платок, которым мусульманки покрывают голову. Однако на самом деле значение термина гораздо шире: хиджаб — это не только головной убор, но и вся одежда, соответствующая мусульманским представлениям о том, как выглядит достойная женщина (то есть любое непрозрачное одеяние, открывающее только лицо и кисти рук и не облегающее фигуру). Существует и «внутренний хиджаб» — под этим подразумевают душевные качества, например целомудрие и уважение к богу, но «внутренний хиджаб», в отличие от покрытой головы, в глаза не бросается, поэтому и вопросов не вызывает.

Основные принципы мусульманского дресс-кода содержатся в Коране и довольно однозначно интерпретируются богословами. В аяте 24:31 сказано, что мусульманкам стоит «оберегать свои половые органы», «прикрывать покрывалами вырез на груди» и не показывать свою красоту никому, кроме мужа и других близких, относящихся к категории махрам — так называются все родственники, за которых женщина по закону не может выйти замуж. В аяте 24:60 уточняется, что пожилые женщины, которые уже не собираются замуж, могут не так строго следовать предписаниям о хиджабе, но всё-таки лучше от них не отклоняться. И наконец в аяте 33:59 есть требование о головном уборе: мусульманкам советуют «сближать на себе свои покрывала», чтобы другие люди их не приняли за «рабынь или блудниц», то есть относились с уважением. Девочки обязаны носить хиджаб с начала пубертата — первой менструации.

В большинстве нынешних мусульманских стран традиция покрывать голову существовала задолго до ислама, который появился лишь в VII веке

В Коране нет описания конкретных видов скромной одежды, поэтому и цвет хиджаба, и фасоны сильно отличаются от региона к региону. Например, в ОАЭ и Саудовской Аравии и мужчины, и женщины одеваются похоже и покрывают голову, но традиционный цвет женского платья — чёрный, а мужской — более подходящий к местному климату белый. Существует любопытная версия, связывающая такое распределение с военной историей: якобы сражения между арабскими племенами часто происходили ночью, и женщина, одетая в чёрное, могла незаметно скрыться, а мужчины специально одевались так, чтобы их было видно издалека.

В большинстве нынешних мусульманских стран традиция покрывать голову существовала задолго до ислама, который появился в VII веке. Привычное платье лишь адаптировалось к требованиям новой религии, не растворяясь в них окончательно, что породило множество разновидностей национального мусульманского костюма. В арабских странах женщин чаще всего можно увидеть в чёрных абайях с вышивкой, в Индии мусульманки носят яркие сари или сальвар-камизы (комплекты из широких брюк, длинной туники и шарфа или платка), а иранки из деревень вокруг Персидского залива прикрывают лицо расшитыми бисером или металлическими масками, напоминающими накладные усы.

«Хиджаб, никаб, паранджа и так далее — это всё местные традиции: как принято в регионе и как разрешает муж. Разрешит муж ходить с открытым лицом — можно, разрешит ходить в платке и джинсах — можно, — объясняет доцент Центра изучения религий РГГУ Светлана Бабкина. — Всё зависит от либерализма страны и либерализма мужа в пределах либерализма страны».

Хиджаб

В узком смысле слова — обычно четырёхугольный платок или комбинация из пары платков, которые прикрывают голову и шею, но оставляют открытым лицо. Это самая «светская» форма мусульманского платья, которую вы наверняка часто видите на улице. Молодые мусульманки носят хиджаб даже с джинсами и трениками.

Чадра (чадор)

Длинная накидка, обычно чёрного или белого цвета. Закрывает всё тело с головы до ног, кроме лица, и запахивается спереди, носится преимущественно вне дома. Чадру часто закалывают под подбородком или держат руками, чтобы она не упала во время ходьбы. Чаще всего встречается в Иране и Афганистане, но есть и в других странах Ближнего Востока.

Никаб

Покрывало с прорезью для глаз, полностью закрывающее практически всё тело с головы до ног. Больше всего распространён в странах Персидского залива, но всё чаще встречается и в западных странах, где такой вид мусульманской одежды не приветствуется (никаб запретили в нескольких странах, последней это сделала Австрия).

Паранджа (бурка)

Самое строгое из всех мусульманских одеяний, которое широко распространено лишь в Афганистане и Пакистане. Паранджа закрывает абсолютно всё тело, включая лицо и глаза: они прикрыты сеткой так, что разглядеть их снаружи невозможно. Такое одеяние было обязательно для всех женщин во время правления талибов, из-за чего стало символом рабского положения афганских женщин.

Буркини

Удобный купальный костюм, который изобрела австралийка ливанского происхождения Ахида Занетти и подхватили светские бренды вроде Marks & Spencer. Ещё одно нововведение последних лет — спортивные хиджабы, в которых спортсменки-мусульманки впервые участвовали в Олимпиаде-2016: именно в Рио был сделан исторический кадр с египетской и немецкой волейболистками.

Символ угнетения или феминистский жест

Хиджаб тянет за собой огромный багаж негативных ассоциаций: неудивительно, что эмансипированный Запад считает покрытую голову символом бесправия, в котором до сих пор живут миллионы женщин. В той же Саудовской Аравии гражданки не могут водить автомобиль и появляться на публике без сопровождающего-мужчины, а в Афганистане можно и вовсе поплатиться жизнью, отправившись за продуктами в одиночестве. Западным политикам, приезжающим на переговоры в мусульманские страны, приходится выбирать между данью уважения местным традициям (Валентина Матвиенко, например, для визита в Саудовскую Аравию обзавелась зелёным хиджабом) или наглядной демонстрацией европейских ценностей: покрывать голову даже для встречи с королевскими особами отказываются Ангела Меркель и её министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен, и, конечно, так же поступает французская представительница ультраправых Марин Ле Пен.

Выступления европейских политиков против мусульманского дресс-кода вряд ли можно назвать смелыми: одно дело, когда ты руководишь мировой державой и приехала в консервативную страну с дипломатическим визитом, и совсем другое — когда ты выросла в этой культуре и выступаешь против системы, реально рискуя свободой и жизнью. Тем не менее в странах, где отсутствие хиджаба карается по закону, появляются протестные группы, выступающие за право на выбор: например, сторонницы иранского движения My Stealthy Freedom публикуют в социальных сетях свои фотографии с непокрытой головой, в джинсах и с макияжем. Мужчины-профеминисты, наоборот, надевают хиджаб, чтобы поддержать своих жён и подруг.

Ещё один пример — сирийки, побывавшие в плену у боевиков ИГИЛ (организация признана террористической, её деятельность на территории РФ запрещена. — Прим. ред.): оказавшись на свободе, женщины демонстративно сжигают чёрные бурки, которые на них надели террористы-фундаменталисты. Трудно тут не вспомнить западных феминисток, которым приписывают сжигание лифчиков в знак протеста против патриархата — но, как и любая яркая медийная картинка, этот пример не отражает сложную действительность.

На русскоязычных мусульманских ресурсах часто осуждают девушек, у которых из-под платка видны волосы или нижняя часть подбородка: богословы считают, что эта область не является частью лица, а значит, должна быть закрыта, как и шея. «Правильный» хиджаб полностью закрывает всё, кроме лица, из-под него может торчать специальная облегающая шапочка, но волосы должны оставаться внутри. Например, ресурс «Ислам.ру» сообщает, что девушки, у которых видна шея, волосы и часть головы, «попадают под грех», если их видят посторонние мужчины. Вообще, на мусульманских форумах можно найти ответ на любой волнующий вопрос, в том числе из сферы бьюти: например, можно ли мусульманке красить ногти или нет (правильный ответ — нельзя, иначе омовение перед намазом не засчитывается).

Запрет или разрешение

Обозревательница DW Сабине Фабер уверена, что тотальный запрет паранджи, которую считают символом угнетения даже прогрессивные мусульманки, не решит проблему, а только усугубит её: когда такой закон вступает в силу, религиозные мужья просто запрещают жёнам выходить на улицу, и консервативное мусульманское сообщество ещё больше замыкается в себе. Та же ситуация с хиджабами в школах: запрещая девочкам приходить на уроки в платке, власти, по сути, лишают их возможности получить светское образование и сделать осознанный выбор. И если запрет на головные уборы, полностью или частично закрывающие лицо, ещё можно объяснить заботой о безопасности, то боязнь хиджаба, прикрывающего только волосы и шею, больше похожа на проявление нетерпимости, чем на борьбу с террористической угрозой.

Большинство демократических стран вынуждены постоянно балансировать между светскостью и свободой вероисповедания — и тут всё не совсем очевидно. Французские власти пошли дальше других, отвергая любую религиозную атрибутику, поэтому в школах платки запрещены, а право находиться на пляже в буркини мусульманкам удалось отстоять только через Верховный суд. В России такой запрет действует не везде: после недавнего скандала в сельской школе в Мордовии, где учителям запретили носить платки, парламент Чечни принял специальную поправку к закону об образовании, разрешающую школьницам приходить на занятия в хиджабе. Впрочем, ношение хиджаба в республике практически обязательно, а сам вопрос о платке для руководства Чечни — ещё и вопрос политического влияния.

Большинство россиян относятся к хиджабам спокойно: в этом году 50 % респондентов опроса ВЦИОМ сказали, что нужно отменить запрет на ношение головных уборов, чтобы девочки-мусульманки могли спокойно учиться. Практика показывает, что запрет хиджаба порождает множество бытовых проблем — например, до официального разрешения фотографироваться на документы в головном уборе многие мусульманки в Татарстане просто отказывались получать паспорт.

Хотя в религиозных семьях хиджаб воспринимают как обязанность, многие женщины принимают решение «покрыться» самостоятельно — для них хиджаб становится своеобразным манифестом самостоятельности, идентичности и верности принципам. Для молодых мусульманок, живущих в западных странах, это и вовсе становится делом чести. После теракта 11 сентября и последовавшего за ним расцвета исламофобии в любой девушке в платке по умолчанию усматривают террористку — мусульманки считают своим долгом разрушить этот опасный стереотип.

В мире, где женское тело воспринимают как товар, желание скрыть свою красоту от посторонних кажется радикальным

У прогрессивных молодых мусульман, которых Шелина Джанмохамед окрестила «поколением М», есть свои ролевые модели — люди, которые разрушают стереотипы, не отказываясь от своей культуры: например, фехтовальщица Ибтихадж Мухаммад, которая первой среди американок выступила на Олимпиаде в хиджабе, или лауреатка Нобелевской премии Малала Юсуфзай. У мусульманского комьюнити есть свои мемы, паблики и каналы на YouTube, свои марки одежды и халяльные стартапы, музыка и модные клипы в духе «хиджаб-свэга»: например, певица Мона в своём зажигательном треке заявляет, что плевать хотела на хейтеров и не собирается ни перед кем отчитываться за свой хиджаб.

Исламская мода давно вышла за пределы тусовки «мипстеров» и укрепляет свои позиции во всём мире: Marks & Spencer взялись за буркини, DKNY, Uniqlo, Mango и Tommy Hilfiger выпускают капсульные коллекции к Рамадану, Dolce & Gabbana делают специально для мусульманских стран линию абай, а «курс на скромность» взяли на подиумах в Милане, Париже и Нью-Йорке.

Если телевидение скорее демонизирует ислам, то социальные сети делают мусульманскую культуру ближе и понятнее: например, на видеоблог Айдан Мамедовой, которая с юмором отвечает на вопросы о своей религии, тестирует косметику и делится рассуждениями о жизни, подписано почти 150 тысяч человек, и далеко не все они мусульмане. Хиджаб-активистки предлагают женщинам примерить платок, чтобы почувствовать себя на месте мусульманок: как правило, девушки, впервые покрывшие голову, чувствуют себя на удивление комфортно.

Как бы парадоксально это ни звучало, хиджаб может быть и феминистским жестом: в своём популярном обращении Ханна Юсуф объясняет, что представление об «угнетённых восточных женщинах» — продукт снисходительного колониализма, а хиджаб может быть не только религиозным символом, но и способом выступить против культуры насилия. Желание скрыть свою красоту от посторонних — своеобразный ответ миру, где женское тело сексуализируют и воспринимают как товар. И все же радикальные феминистки считают привязанность к хиджабу проявлением стокгольмского синдрома. А умеренные просто поддерживают право женщин носить то, что им нравится — будь то брюки, крошечное бикини или чёрное покрывало. «Нет ничего освобождающего в том, чтобы покрываться, как и в том, чтобы показывать любые части своего тела. Настоящая свобода — в возможности выбирать», — резюмирует Юсуф.

Нурия

Я выросла в Уфе в семье хирурга и гинеколога, в школе училась в физмат-классе, слушала панк и хардкор, выросла на американских фильмах, европейских книгах. О религии, о национальности тогда даже не задумывалась. Потом поступила в НИУ ВШЭ на факультет социологии, и в

Москве мне постепенно дали понять, что я «не русская». Только тут я поняла, что татарка. Наверно, в этот момент я могла «обрусеть», сменить имя, слиться с большинством, но так получилось, что я, наоборот, начала интересоваться своими корнями, историей и религией народов Поволжья.

Начав изучать Коран, я была в шоке: там написано, что наша Вселенная расширяется, что наши небо (атмосфера) и земля изначально были единым «облаком», а потом были разделены, там описан процесс появления зародыша и ещё много всего. Тогда я почувствовала и поверила, что это учение не может быть творением человека, что это нечто несравнимо большее. Так я обрела веру, произнесла Шахаду, стала мусульманкой, начала читать намаз. Вопрос о хиджабе я восприняла как заботу Творца обо мне. Начала молиться, чтобы Всевышний помог мне покрыться так, чтобы это стало благом для моей нынешней жизни и следующей после смерти.

Сперва я надела тюрбан и начала носить закрытую одежду, потом постепенно закрыла шею платком. Тогда я ещё училась и жила в общежитии. Я там со всеми хорошо общалась, и моё решение «покрыться» восприняли нормально. Я рада, что училась именно во ВШЭ, там учатся и работают люди с большим кругозором. Понимают, что образ жизни человека необязательно должен совпадать с их собственным.

Читайте также:  Био-пух - синтетический утеплитель
Ссылка на основную публикацию